Медиакарта
9:51 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Если ХИТ не в тему клерку

Если ХИТ не в тему клерку
11:12 | 23 марта 2011
Источник:

Коллектив ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» приближается к юбилейной дате – 70-летию

Юрий МАШИНОВ /фото автора/

Россия готовится к 100-летию отечественного ХИТа – химического источника тока. Без аккумуляторных батарей не обходятся ни армия, ни флот, ни просвещение со здравоохранением. Нет в народном хозяйстве любого государства, где бы ни использовался ХИТ. В России первый аккумуляторный завод появился в Петербурге в 1913 году. В годы первой пятилетки – 1929-й – возник Саратовский завод. Он снабжал химическими источниками тока Сталинградский тракторный, Саратовский комбайновый и Горьковский автомобильный заводы. В 1935-м открыли завод в Подольске, предприятие являлось аналогом американского предприятия. В октябре 1941 года фронт вплотную приблизился к этому подмосковному городу. Завод срочно эвакуировали в Тюмень. Уже в январе 1942 года представитель Наркомата обороны СССР принял 1942 тысячи АКБ с маркой «ТАЗ» – первую продукцию тюменских аккумуляторщиков.

Сейчас коллектив ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» приближается к юбилейной дате – 70-летию. За эти годы были взлеты и падения, многие подобные предприятия прекратили свое существование, в том числе и «родитель», то есть Подольский завод. Тюменцы держатся, хотя проблем хватает. Об этом и говорим с генеральным директором акционерного общества, доктором технических наук А. Кореляковым.

– Александр Васильевич, еще несколько лет тому назад Тюмень изготавливала каждую третью автомобильную аккумуляторную батарею, произведенную в нашей стране. Как сегодня?

– ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» – последний из российских заводов, работавших при социализме. Все остальные перепрофилировались или развалились, но появились новые предприятия, такие, как завод в городе Бор Нижегородской области, в Жигулевске под Тольятти, в Рязанской области… И все-таки каждая третья батарея делается в Тюмени, 90 процентов индустриальных батарей тоже выпускаем мы. В целом по России в минувшем году произведено 6,2 миллиона батарей.

– И все же появляются конкуренты?

– Главный наш конкурент – импорт. В настоящее время на первое место по поставке батарей на российский рынок вышла Украина, на второе – Южная Корея. Скорее всего, тех и других обгонит Сербия. В прошлом году в Россию, по данным Федеральной Таможенной службы (ФТС), ввезли 6,8 миллиона аккумуляторных батарей.

Справка. 17 октября 2007 года в Тюмени состоялось внушительное совещание по поддержке отечественного товаропроизводителя. По части ХИТа отмечалось в протоколах: «Как показывает анализ, только затраты на приобретение основных материалов в ОАО «ТАЗ» на 60 процентов больше по сравнению с западным производителем, а если учесть климатические условия Западной Сибири...». Ясно, надо защищать своих. И тогда же губернатор Тюменской области В. Якушев предлагает правительству РФ: «Необходимо установить размер ввозных таможенных пошлин на аккумуляторные батареи не менее чем 20%, а на запасные части и комплектующие – не менее 15%. Предлагаемые повышения таможенной пошлины до уровня 20% позволят приблизить соответствие цен импортных и отечественных аккумуляторных батарей».

Как водится, это пожелание, скорее всего, не дошло до адресата. Так как вскоре выходит приказ ФТС №1222 от 02.07.2009 года, который вообще освобождает Сербию от таможенных пошлин, ставя батареи в ряд соков, пива и колбас. Кто спорит, братьям-славянам надо всячески помогать. Но ведь у каждой палки два конца, как бы одним из них – преференциями – не разрушить до основания отечественное производство. Неужели для наших ракетных комплексов ХИТ – батареи – станем выпрашивать у партнеров по НАТО?

Ладно, но руки опускать нельзя. Прошлый год ОАО «ТАЗ» закончило с довольно хорошими показателями. Например, средняя зарплата рабочих выросла на 119,6 процента и составляет теперь 26974 рубля. Для Тюмени неплохо. Столько же получает труженик на аналогичном заводе Польши. Но генеральный директор удовольствия не высказывает.

– Январь 2011 года мы начали с убытков – 9 млн рублей. Такого у нас не было давно. В январе резко поднялись тарифы на энергоносители, транспорт, цены на используемые нами материалы. Налоги на заработную плату фактически поднялись на 148,5 процента по сравнению с декабрем 2010 года за счет прямого повышения отчислений в фонды и изменения налогооблагаемой базы. Некоторые вещи просто удивляют: сегодня уже конец марта, а сколько стоит киловатт/час электроэнергии для нашего завода, я до сих пор знаю приблизительно. Все это вылилось в повышение расходов почти на 10 миллионов рублей, а отсюда и убытки.

...Посылали мы своих специалистов в Саха-Якутию. Там завод базальтового волокна работает автономно от собственной электростанции, на которой стоят газовые турбины американской фирмы «Capstone». Себестоимость киловатт/часа на этом предприятии составляет 1 рубль 25 копеек, хотя в Якутии за киловатт уже платят больше 5 рублей.

А вообще своя электростанция – тема весьма актуальная. В ночь с 31 декабря 2010 г. на 1 января 2011 г. завод едва не был разморожен: по улице Аккумуляторной проходят городские теплосети – кстати, почему-то очень плохо теплоизолированные. Так вот, труба прорвалась, и горячая вода стала заливать трансформаторную подстанцию «Западная». Хорошо, что один грамотный гражданин выгуливал собаку и, обнаружив эту ситуацию, поднял тревогу, подстанцию спасли. Наш завод работал на резервных мощностях, которые не рассчитаны на такое продолжительное время – то есть через сутки мы бы замерзли.

Часто бываю в Австрии. У нас с этой страной давние деловые связи. Ну и, конечно, чисто человеческие. Один мой хороший знакомый, фермер, построил котельную, работающую на древесных отходах – у него 380 гектаров земельных владений. Короче, отапливает себя, ещё 5 соседних домов и 2 ресторана. Санитарной рубки его леса хватает на зимний обогрев.

– Наверное, Александр Васильевич, хотите свой личный дом отапливать таким же макаром?

– Да, думаю над этим. Но, так сказать, ближе к телу – завод. Мы хотим начать обогревать одно здание от котельной, питающейся древесными отходами.

– Само собой, у вас имеется своя столярка.

– Этот цех много отходов не дает: поддоны, которые здесь изготавливают, получаются весьма прочными – двойного, тройного… многократного действия… А вот поддоны европейского стандарта, на которых привозят к нам различное оборудование, в буквальном смысле одноразового пользования. Так что на топливо они вполне годятся. Другой вариант: использовать городские кустарники после их санитарной чистки. Ох, сколько отходов сваливается на мусорный полигон по Велижанскому тракту! И лес в окрестностях областного центра довольно захламлен. Мы, завод, купили специальный агрегат для очистки «зеленого друга». Правда, опасаемся, что возникнут бюрократические препоны – вдруг найдется мнимый хозяин отходов. Возможно, с каким-нибудь лесничеством договоримся…

– Ровно год тому назад «Тюменская правда» писала о конфликте «аккумуляторщиков» с местными таможенными службами. Речь шла о том, что производимую вашим предприятием субстанцию под названием «сульфатно-оксидный продукт» специалисты и ученые признали именно готовым продуктом, то есть товаром с определенными потребительскими свойствами. Но Тюменская таможня определяла продукт как «отходы производства». В результате – простои эшелона при отгрузке за рубеж. Да и моральный вред для завода и для Тюменской области: это что же, мы не в состоянии делать ничего приличного, кроме отходов? Как решился вопрос?

– Сам собой, то есть изменились обстоятельства – законодательство стало другое. Но мы продолжаем судиться, ведь убыток нам нанесен.

– Большим тормозом для вашего завода, и вообще отечественного товаропроизводителя, является налог на добавленную стоимость – НДС. Многие-многие суды занимаются этим.

– Да, подсчетом НДС заняты громадные службы. Проблема состоит в возвратности этого налога плательщику, вот если эту возвратность убрать, то на предприятиях можно сократить половину штата бухгалтерий, вздохнули бы и без того перегруженные суды. НДС должен быть налогом прямого действия, без всяких возвратов. Ставку оставить процентов 12. Уверяю вас, налогов в казне станет больше, а жуликов меньше. Жулики – это те, кто пытается «вернуть» незаплаченные деньги. Они, конечно, будут, если такая система. Я обращался с предложением к президенту Д. Медведеву. Но прогресса нет. Мне отвечают примерно так: «Ну, зачем в пору кризиса ломать устоявшуюся систему?». Вроде кризис закончился, а воз и ныне там. Почему нет движения вперед? Наверное, по действующей системе НДС можно кого-то держать на крючке, кому-то можно руки выкручивать. И можно неплохо кормиться недобросовестным людям.

– Но ведь вы как-то сосуществуете с налоговыми службами?

– Выездная налоговая проверка теоретически проходит 1 раз в 3 года. Раньше у нашего завода существовало много филиалов по всей России и проверки длились годами: 2 месяца на головной завод и по 1 месяцу на каждый филиал. Надоело. Мы ликвидировали все филиалы. Но сроки проверок остались почти прежними. Вроде бы срок проверки не должен превышать 2 месяца, но инспектора приходят, уходят, опять приходят, опять уходят… Такая игра – всё брошено, но все заняты. При последней проверке налоговики прибыли на завод 23 сентября прошлого года и проверка до сих пор не закончена. Мы им предоставили просторную комнату рядом с приемной. Но самое противное – это постоянно делать копии с десятков тысяч документов на их запросы. Ксероксы не выдерживают. Что они делают с этими копиями, я не знаю. Взгляните, как они трудятся.

– А вообще, Александр Васильевич, скажем, за последние 5 лет инспекторы нашли какие-либо существенные нарушения на вашем заводе?

– Что значит «существенные»? За прошлый год мы заплатили 291 миллион всех налогов – это только основная площадка, без завода по производству материалов, без «Росавита», «АКМО», «Эльфа» и других предприятий в нашей технологической цепочке. Причем различные сборы сюда не входят.

Когда Дмитрий Медведев сказал, что у чиновников надо проверить декларации о доходах, налоговая служба попросила в штатное расписание дополнительно 30000 человек: иначе, мол, доходы не проверить ни в жизнь. Это везде так, в том числе и на нашем заводе. Отработано. Вот дашь определенное задание – и тут же бегут: «А дайте нам дополнительную штатную единицу!». Но мы в настоящее время, наоборот, значительно сокращаем руководящий состав – не сиюминутное решение, три года назад была задумана реформа.

Президент Медведев и премьер Путин, губернатор Якушев требуют от нас модернизации, хорошего для страны и области. И мы, на местах, должны им помогать. Проблемы создает не большое начальство, а мелкие чиновники.

– Да, имеется старое определение: «Что такое бюрократ? Это большой специалист, который самое простое дело переводит в разряд невозможных».

– Хобби у них такое. Маленький чиновник создает проблему, чтобы показать свою значимость. Вот несколько примеров из нашей уже нынешней деятельности. Есть у нас магазин на колесах. В выходные дни автолавка ездит по Тюменской и Курганской областям. Продает новые батареи, принимает старые. Народу очень удобно. Деньги в бухгалтерию сдают в понедельник. Речь идет о суммах от 137 до 10000 рублей. Налоговые чиновники считают, что это страшное преступление, мол, сдавать деньги надо в воскресенье. Кому – не известно. И подали на меня в суд, чтобы я заплатил 4000 рублей штрафа. Думаю, судебное производство стоит дороже. Суд меня пока защитил.

Другой случай. На завод с 1942 года поступают цистерны с серной кислотой. В советские времена это была рядовая работа. В начале 2000-х годов на эту работу ввели лицензирование. Разумеется, мы получили лицензию. В ней прописано понятие «перекачка из емкости в емкость». Операцию эту контролируют инспектора Ростехнадзора с составлением актов. Но прошлым летом приходит к нам бригада чиновников из различных ведомств – молодые, здоровые – и говорят, дескать, для разгрузки цистерны требуется специальная дополнительная лицензия. Значит, в понятии молодцов цистерна – не значит емкость. Мы послали в Москву бумаги на вторую лицензию. Не без проблем. Но после того как обратились с письмом к премьер-министру В. Путину, мы дополнительную лицензию получили, затратив на все про все четыре месяца. Однако чиновники посчитали, что мы медленно оформляли вторую лицензию – по почте, а не послали нарочных в столицу. Подали в суд, чтобы оштрафовать меня на 4000 рублей. Два уже состоявшихся суда опять-таки защитили меня.

И ещё такой факт. Прибыл к нам наладчик из Италии – новую линию запускаем. Сделал он свое дело – и в субботу уехал на родину. Местный орган ФМС подал на нашего сотрудника в суд с требованием наказать его на 40 тысяч рублей. За что? За якобы один день просрочки со снятия с регистрации. Суд опять встал на нашу защиту. Видите ли, по Конституции работник в выходной должен отдыхать, святое дело. Итальянец давно дома, а возня вокруг него продолжается.

Я могу ещё привести аналогичные примеры, но, боюсь, утомлю читателя. Руководители нашей страны, бывая на экономических форумах, обращаются к иностранным инвесторам: «Приезжайте к нам, у нас хороший бизнес можно делать!». А на местах такие условия могут организовать, такие палки вставят в колеса! И вообще, какая модернизация, если вся эта мелкая публика не дает работать, по судам таскает.