Может ли Интернет стать инструментом борьбы с коррупцией? Оказывается, может. В Интернете появился сайт с красноречивым названием «РосПил». На главной его странице размещён список объявлений о госзакупках, которые, по мнению авторов сайта, имеют явно «распилочный» характер, направлены на обогащение незаконным путём. За короткий срок добровольцы, не желающие мириться с коррупцией, перечислили в поддержку сайта свыше 5 миллионов рублей. Средства идут на оплату аренды серверов и зарплату юристов, которые проверяют опубликованную пользователями информацию о подозрительных закупках и аукционах.
То, что проект «РосПил» побил рекорд по сбору денег, подтверждает готовность наших граждан бороться с коррупцией. Работа проекта «РосПил» – это пример неофициальной борьбы с коррупцией. Советы по противодействию коррупции, созданные в каждом районе, на официальном уровне обязаны поставить заслон этому явлению. На очередном заседании Голышмановского Совета заслушали отчёт о том, как в нашем лечебном учреждении, Областной больнице №11, налажена «профилактика» коррупции. В качестве предупредительных мер деятельность больницы регулярно контролируется Росздравнадзором, прокуратурой, Департаментом здравоохранения, Фондом медицинского страхования и другими структурами. Заместитель главного врача Е.В. Усова рассказала об источниках финансирования, утверждённых тарифах на оказание медицинской помощи. Основной источник финансирования здравоохранения – средства обязательного медицинского страхования. В среднем в месяц больница зарабатывает по ОМС около шести миллионов рублей. Средства медстраха идут на покрытие затрат по зарплате и налогам, медикаментам и питанию больных в стационаре. Коммунальные услуги и техническое обслуживание инженерных систем оплачиваются за счёт средств областного бюджета. В течение трёх лет в больнице не повышались тарифы. Стоимость одного врачебного посещения в поликлинике оплачивается ОМС в размере 115 рублей, законченный случай – 344 рубля.
Госпитализация больного в терапевтическом отделении оценивается в 4050 рублей, в хирургическом – 7270 рублей. Проведённая в феврале текущего года ревизия Фонда медстраха не выявила нецелевого использования денежных средств.
Дополнительным источником финансирования лечебного учреждения являются платные услуги. В структуре бюджета больницы на их долю приходится 6-7 процентов. Положение по платным услугам утверждено главным врачом. С каждым пациентом заключается договор на оплату услуг.
По словам Е.В. Усовой, не менее 50 процентов доходов от платных услуг идёт на заработную плату сотрудников учреждения. Остальные средства расходуются на приобретение медикаментов, инструментария, мягкого инвентаря, спецодежды.
В декабре 2010 года проведена проверка Департаментом здравоохранения тарифов платных услуг. Замечаний не было. Также никаких нарушений не установлено при проверке контрактов и договоров с поставщиками и подрядчиками. Ежемесячно копии госконтрактов предоставляются в прокуратуру для проверки. На аукционах ведётся отбор подрядных организаций на проведение капитальных ремонтов отделений больницы. В целях противодействия коррупции многие решения принимаются не одним специалистом, а коллегиально. Врачебной комиссией принимается решение об отборе на санаторно-курортное лечение, о продлении листов нетрудоспособности.
В учреждении есть журнал для регистрации обращений граждан. Никто не жаловался на незаконное взимание денег за предоставленные медуслуги, не бывает отказов в экстренной госпитализации. Очередность на плановую госпитализацию в терапевтическое отделение составляет семь дней. Регулярно проверяется деятельность, связанная с использованием наркотических средств и психотропных веществ. Как докладывала Е.В. Усова, фактов коррупции в деятельности больницы не выявлено.
О мероприятиях противокоррупционной направленности в налоговой службе докладывала и.о. начальника МИФНС №11 М.А. Васильева. Работникам службы даны рекомендации, как действовать в случае предложения взятки, склонения к подкупу. В инспекции есть комиссия по урегулированию конфликта интересов. За прошедший год на комиссию поступило семь заявлений от работников налоговой службы по вопросу личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, из-за того, что близкий родственник служащих налоговой является предпринимателем или руководителем организации, состоящей на налоговом учёте в МИФНС №11. Комиссия, в состав которой входят сами работники инспекции, все случаи рассмотрела и не установила личной заинтересованности своих служащих, которая могла бы привести к конфликту интересов.
Существующий сегодня сервис «Личный кабинет» должен стать альтернативой личному взаимодействию между налоговым инспектором и налогоплательщиком. Есть возможность через Интернет узнавать о наличии или отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Начальник штаба ОВД О.П. Пуртов выступил с анализом обращений граждан на «Телефон доверия». В 2010 году поступило 31 обращение. Из посёлка было 13 звонков, подтвердилась информация в семи случаях. По три звонка было из Евсино, Малышенки, Ламенки, Усть-Ламенки. Большая часть информации, переданной на «Телефон доверия», связана с изготовлением и сбытом самогона. Чтобы пройти дистанцию от звонка до момента, когда продавца самогона можно взять с поличным, надо немало потрудиться. Похоже, всё заканчивается на стадии звонков на «Телефон доверия».
Глава Хмелёвского поселения С.С. Глазырина поинтересовалась, какие меры предприняли правоохранительные органы после звонков граждан, назвавших точки сбыта самогона. Ответ был примерно таким: «Работаем, проверяем, продажу ещё доказать надо». Если люди в форме приедут в село и начнут проверять поступившую информацию, для некоторых не совсем потерявших совесть продавцов самогона – будет и этого достаточно, чтобы прекратить спаивать земляков.
Уголовных дел за 2010 год по звонкам на «Телефон доверия» не возбуждалось. Поступающая информация часто носит справочный характер и всё же имеет оперативный интерес. Напоминаем номер «Телефона доверия» – 2-57-35.
На заседании Совета в очередной раз обсуждали тему по замене уличных газовых счётчиков. Жители района надеялись в споре с монополистом – «ГазпроммежрегионгазСевер» – найти поддержку правоохранительных органов. Ситуация патовая. Чтобы в суде оспорить неправомерность газовой службы, нужно вначале оплатить счёт за газ, предъявленный по нормативу. Далее предоставить эту квитанцию для разбирательства в суд, ещё нужно оплатить госпошлину. У многих нет денег ни на эти цели, ни на замену счётчика. Поднимая этот неплановый вопрос на заседании, глава администрации Усть-Ламенского сельского поселения Н.А. Шустова, должно быть, надеялась, что Совет по противодействию коррупции предпримет какие-то конкретные дальнейшие действия по урегулированию ситуации.
Вернёмся к тому, с чего начали – к сайту «РосПил». Мнения по поводу такой гражданской активности – неоднозначные. Одни считают, что создатель сайта Алексей Навальный пиарит себя, возможно, выполняет чей-то заказ. Другие поддерживают его, потому что не верят, что по тихому письменному заявлению проведут законную работу и уличат виновных в коррупции. Считают, что к результату приводит именно придание широкой огласке фактов коррупции.
Мария ГЛАЗУНОВА