Масали - деревня мастеров
Партией «Единая Россия» был дан старт эстафеты «Достопримечательности и памятные места земли Упоровской», посвящённой 80-летию со дня образования Упоровского района. Было предложено несколько номинаций: «История улиц родного села», «Герои рядом с нами», «Мои заветные места». Восемнадцатого марта Видоновское сельское поселение встречало гостей.
Хозяева территории пригласили всех совершить небольшое путешествие в прошлое нашего села, пройтись по самой старой улице – улице Ленина, а прежде – деревне Масальской.
Первая часть – презентация «По старой улице села», которую вела руководитель школьного музея Альвина Васильевна Бирюкова.
Село Масали основано в 1853 году переселенцами Масальского уезда Калужской губернии. Почти год добирались наши предки до Сибири. Прибыв в Ялуторовский уезд, им было определено «селельное» место на левом берегу реки Кизак при деревне Катаевой. Было переселенцев 247 человек женского пола и 256 – мужского.
Эти люди и положили начало строительству деревни, которую назвали Масальской в память своего уездного города.
Рубили дома своими силами, помогая друг другу. Ставили в основном избы четырёхстенки и пятистенки, только позднее появились «круглые» дома.
Вскоре, как отстроилась деревня, был пожар. Спасались в речке, сгоняя сюда и домашних животных. После этого пожара не уцелел сосновый лес. Деревня отстраивалась заново.
Земельные угодья новосёлам были выделены за счёт деревень Хрящевки, Носулиной, Емуртлы, Кизакской, Катаевой, а сенокосы – за счёт населённых пунктов Верхнего Маная, Пятковой и других селений. Этим действием было вызвано враждебное отношение к переселенцам старожилов здешних мест, которое сохранялось на протяжении многих лет.
Масальцы занимались индивидуальным хозяйством. Жили очень тяжело. Земельные наделы были невелики, а в семьях, где было мало членов «мужеского» пола, и того меньше, ведь земля выделялась только на мужчин. К тому же многим семьям нечем было обрабатывать пашню, не хватало лошадей.
Техника по обработке земли и уборке урожая была самая примитивная. Пользовались деревянной сохой и деревянной бороной. Сев, уборку и обмолот вели вручную. Только накануне первой мировой войны в деревне появились двухлемешный плуг, сеялка рожковая одиннадцатирядная, несколько однолемешных плугов, пять машин-жаток, три кустарных молотилки. И это к 1914 году почти на 200 дворов. Предметы быта в основном были самодельные: одежда и обувь – домашнего производства, обстановка и кухонная утварь – самоделки хозяев-мастеров.
Шли годы, росло население Масальской деревни, расширялась её территория.
В 1903 году насчитывалось 125 дворов с населением 810 человек. А в 1909 уже 131 хозяйство и число жителей 858.
Деревня славилась своими мастерами. В начале 20-го века были развиты ремёсла: столярное, лукошное, портняжное, шерстобитное, гончарное, дегтярное и др. Было налажено кирпичное производство.
Некоторые из переселенцев имели специальности каменщиков, штукатуров, другие же стали их приобретать. Так Масальская стала деревней мастеров.
Вторая часть встречи была посвящена ремёслам. Людмила Николаевна Иванова познакомила с выставкой, подготовленной жителями села Масали, где были представлены вышивка крестом и гладью, вязание крючком и спицами, изделия из бисера, берёсты и гончарные, а также рисунки, картины, панно, ковры. Выставленные экспонаты подтверждают название «Деревня Масальская – деревня мастеровых». Гости с большим интересом знакомились с выставкой.
Третья часть праздника – «Ритмы родной земли». Наши предки, наши односельчане умели не только хорошо трудиться, но и умели красиво отдыхать, были талантливы во всём. Знали множество разнообразных песен и пели их, могли станцевать и сплясать, участвовали в различных играх и состязаниях, водили хороводы, знали обычаи и традиции своей деревни.
Очень наши предки любили петь. Пели всегда и везде: в поле и дома, в дороге, на посиделках и вечёрках, на различных гуляниях и на праздниках.
Тематика песен была широкой: духовные и исторические произведения, баллады, лирические, хороводные, обрядовые, детские. Исполнение некоторых песен калужанами было своеобразным. Участники клуба «Серебряная нить» и учащиеся Масальской средней школы исполнили обрядовую песню калужан «Пайду я взайду ны гару», показали несколько разновидностей хоровода: «А мы просо сеяли», «На в улице агонь гарить», «Воротца» или «Ручеек».
Были обыграны детские забавы, шутки-прибаутки, разные потешки: «Уля и Филя», игры «Кольцо», «Цепи кованные», «Как тебя зовут».
На вечёрках обычно песни чередовались с играми, танцами, плясками.
Участники встречи познакомились с игрой-пляской «Бешеная», что придало всем эмоциональный заряд.
Трудно сосчитать, сколько плясок и танцев бытует в России. Но в них есть что-то общее, характерное для русского танца вообще. Это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Славилась среди жителей нашей деревни «Кадриль», которую исполнил недавно созданный танцевальный коллектив «Жемчужина».
Ни один праздник, ни одно гуляние, посиделки и другие развлечения, особенно у молодёжи, не обходились без частушки. В ней непременные её черты – наблюдательность, остроумие, злободневность.
С годами на смену старым песням, играм, танцам приходят новые. В середине прошлого века гуляния с улиц переселяются в клубное здание. С удовольствием танцуют селяне «Польку-бабочку», «Краковяк», «Падэспань» и другие.
Идут года. Меняется образ жизни, меняются интересы. Но одно остаётся неизменно – это верность земле, любовь к своей малой родине, любовь к своей замечательной деревне.
Заключительная часть встречи прошла за чашкой чая.
Старт эстафеты, посвящённой 80-летию со дня образования Упоровского района, для жителей Видоновского сельского поселения состоялся. Похвально, что именно партия «Единая Россия» предложила заранее обратить внимание на данное событие, ведь у нас есть ещё впереди почти целый год, чтобы подготовиться более серьёзно, подвести итоги, спланировать работу для того, чтобы достойно встретить эту дату. А цели этого проекта жизненно важны для воспитания подрастающего поколения, понимания значимости исторических корней для каждого из нас.
Екатерина ЕМЕЛЬЯНОВА, социальный работник Видоновского поселения.