Медиакарта
6:48 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как жили Немцы в Сибири

Как жили Немцы в Сибири
13:48 | 31 марта 2011

В начале года мы обратились к нашим читателям с предложением внести свою лепту в летопись истории Омутинского района, поделиться воспоминаниями об интересных событиях прошлых лет, рассказать о людях, проявивших себя на разных поприщах. Спасибо всем, кто откликнулся на призыв редакции. Сегодня благодаря Р.А.Пономареву из с.Ситниково вы узнаете о жизни немецких семей, депортированных в годы Великой Отечественной войны из Поволжья в Омутинский район.

  • Я почти ровесник нашего района и многое помню из его истории, но больше по рассказам старых жителей. Хочется рассказать о войне. Об этом много написано: о погибших близких, о тяжком труде, о полуголодном существовании. Нелегко пришлось в эти годы немецким переселенцам из Поволжья. Автономную Социалистическую Советскую Республику Немцев Поволжья было решено ликвидировать в августе 1941 года, а проживающих в ней 576 тыс. человек депортировать в Сибирь и Казахстан, где их ожидали голод, мор, смерть. Людей вывозили из Поволжья в спешке, с собой разрешалось брать только минимум вещей и продовольствия. Так погибла процветающая республика, и были исковерканы судьбы сотен тысяч людей.

Много немецких семей прибыло и в Омутинский район. Переселенцев распределяли по домам жителей с.Ситниково, деревень Пиньгино, Солоновка, Савиново, Медвежка, Шаньгино, Журавлевское, Борисовка, Волчье, Норное. В Ситниково мужчины, имеющие инженерные и рабочие профессии, работали слесарями, автослесарями, токарями, кузнецами и молотобойцами на молочно-консервном заводе, в колхозе и МТС. Не имеющие профессий выполняли черные работы. Многие работали на заготовке дров для котельной завода. Жили в землянках на скудном пайке, да и тот не всегда полностью доставлялся недобросовестными снабженцами. «Приходилось иногда целую неделю питаться турнепсом и брюк- вой», - рассказывал мне работающий со мной в котельной МКК Яков Егорович Вайнбендер. И только, когда люди пожаловались какой-то приезжей комиссии, снабжение улучшилось. Завод имел возможность отпускать сладкие ополоски, остающиеся от мытья вакуум-аппаратов, полученный из обрата творог, сушеный картофель, капусту. Была норма по заготовке дров, которую в день должен был выполнить работающий в деляне. Голодному и полураздетому работнику да еще по глубокому снегу заготавливать дрова было непросто. А вот если посчастливилось перевыполнить норму, выдавалась премия в виде хорошей браги, которую варили на заводе из сладких ополосок. В зимнее время такая премия была весьма кстати.

Многие семьи ссыльных были разъединены, так как не было возможности разместить всех вместе. Так, в семье заводского кузнеца Григория Ивановича Титенко жил, вернее, только ночевал немец Адам Бин, его семья жила в д.Дмитриевка. У себя в Поволжье это были уважаемые люди. Бин, инженер по образованию, работал директором крупной МТС. Здесь он тоже трудился в МТС, только уже простым слесарем. Отдельно от семьи, не имея жилья, он работал, питался тем, чем могли поделиться с ним трактористы. Спал Бин в кузнице, прижавшись к остывающей печурке. Впоследствии он говорил, что так и умер бы от истощения, если бы не встретил кузнеца Титенко, который днем работал в кузнице завода, а с 6 вечера до 12 часов ночи в кузнице МТС. Григорий Иванович привел его к себе домой, где Адам вымылся в бане, переоделся в старенькую, но чистую одежду хозяина. После миски горячих щей он уснул мертвецким сном на теплой русской печке. Так и повелось. Бин приходил к Титенко на ночлег, его обязательно кормили ужином. Адам просил хозяйку не выбрасывать картофельные очистки, а накапливать их. Потом он уносил их своей голодавшей семье в Дмитриевку. В семье было четыре дочери: Валя, Ирма, Эрна, Нина. Их мать приговорили к длительному тюремному заключению, кажется, за несколько горстей зерна, крадучись вынесенного со склада. Вернулась она только в 1949 году. Забота о младших сестрах легла на плечи старшей Валентины, позднее вышедшей замуж за Филиппа Меркеля (обоих нет в живых). В настоящее время в Ситниково живет Эльвира Аксенова (Бин), одна из сестер проживает в г.Тюмени.

Глава семьи Адам Бин, пережив голодную зиму 1942 года, сумел перевезти семью в Ситниково. Позже они жили в небольшом домике в Калуге (сейчас ул.Советская).

Примерно так, а то и еще хуже, складывалась жизнь ссыльных немцев. Весной, раздобыв картофеля, лука и рассаду капусты, садили огород, а летом, как и многие деревенские жители, питались медунками, пучками, копали по лесам саранки (дикие лилии), собирали щавель, дикий чеснок, слизун (разновидность лука). Осенью тяпками перелопачивали картофельные огороды местных жителей и накапывали еще довольно много клубней.

У тех, кто выжил, жизнь постепенно налаживалась. Дети ссыльных немцев образовывали новые семьи. Хорошо было то, что переселенцы в совершенстве владели русским языком, и их дети сразу же пошли в русские школы. Помню, в нашей школе преподавала немецкий язык Розалия Сидоровна, а математику вел Цезарь Израилевич. Был учитель немецкого языка по фамилии Гильденберг, имя не помню, но его дочери Ира и Эрна учились вместе с нами. Еще помню по детству Элю Гейцен-Рейдер, Аню Шиль, с которыми вместе играли и никакой неприязни друг к другу не испытывали.

После войны Поволжскую республику решили не возрождать, а немцы из Сибири и Казахстана получили возможность выехать в Германию. Из нашего села выехала семья Александра Филипповича Меркеля.

До настоящего времени живут в нашем районе немецкие семьи Меркель, Кондрат, Мицих, Кефнер, Риффель, Вайнбендер, Кузурман, Вакенгут и другие.

Р.ПОНОМАРЕВ