Медиакарта
19:19 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Школы всякие нужны

В последние годы количество малокомплектных школ неумолимо сокращается. Сегодня в районе действуют пять малокомплектных школ: в Лапушина, Скарединке, Шулындино, Малиновке и Никольске. По словам начальника районного Отдела образования Г.Г. Климовой, возить детей в школу на центральную усадьбу гораздо дешевле, чем содержать здание и штат работников. В маленьких деревнях с каждым годом уменьшается количество детей. Ветшают школьные здания, в Скарединской школе до сих пор печное отопление, но учебное заведение сохраняется, потому что невозможно осуществить подвоз детей в Гладиловскую школу, нет дороги с твёрдым покрытием. В Малиновской школе в следующем учебном году не будет ни одного первоклассника. В недавно отремонтированном Ламенском школьном интернате созданы условия для того, чтобы принять учеников начальной школы из этой малой деревни.

В Никольской малокомплектной школе в первый класс в будущем учебном году придёт только один первоклассник. Сейчас здесь учатся двенадцать ребят.

Оставили школу из-за большой удалённости от центральной усадьбы, где находится средняя школа, – рассказывает учитель Валентина Ивановна Горбунова. – Детей кормим один раз чаем с выпечкой или бутербродами, а перед тем, как они отправятся домой, выдаём полдник – фрукты. Воду питьевую приходится покупать в магазине, потому что в нашей скважине она не соответствует нормам санитарных правил. За продуктами езжу в Евсино. Два класса-комплекта занимаются посменно. Общими уроками проводим труд и музыку. Два раза в неделю, во вторник и четверг, учеников второго, третьего и четвёртого классов возят в Евсинскую школу на уроки английского, физкультуры, технологии или рисования.

В малокомплектной школе имеется компьютер и даже выход в Интернет. Техническое вооружение по большей части используется только учителем при подготовке к урокам и внешкольной работе. А вот в Шулындино работать на компьютере учатся ребята.

Дети выполняют первые несложные действия в текстовом редакторе, печатать на компьютере умеют даже первоклассники, осваивают несложные компьютерные игры, – рассказывает учитель Шулындинской малокомплектной школы Тамара Алексеевна Хренова. – Имеется и точка доступа к Интернету, но по каким-то техническим причинам наш компьютер к ней не подключён.

Среди малых деревень района Шулындино отличается своей «многодетностью». По утрам для поездки в среднюю школу учеников набирается полный автобус. Если не считать детей из начальных классов, то в 2012 году из Шулындино в Голышмановскую школу будут ездить 42 ученика.

Сейчас в начальную школу ходят 13 детей, на будущий год придут семь первоклассников, – говорит Т.А. Хренова. – На базе нашей школы работает группа детского сада кратковременного пребывания, два раза в неделю её посещают 13 малышей. Заниматься с ними приезжает воспитатель из Голышмановского детского сада. Туда приходят дети с трёх до шести лет. Со старшими детьми проводится подготовка к школе по специальной обучающей программе. Школа работает до 15-16 часов. Когда проводим кружки и внеклассные мероприятия, задерживаемся ещё на пару часов.

В Шулындинской школе коллектив сделал всё возможное, чтобы обеспечить учеников горячим питанием. Хозяйничает в школьной столовой Галина Ивановна Васильева. В отдельном помещении оборудована кухня, но нет водопровода и канализации. Дети первой смены утром завтракают чаем с бутербродами. Обед для ребятишек первой и второй смен проходит в одно время. Детям дают молочные блюда с бутербродом или мясные супы. После четвёртого урока учащиеся второй смены получают полдник. Родители доплачивают к стоимости однодневного питания, в среднем, по шесть рублей, получается 130 рублей в месяц. Как и везде, здесь действует система государственной компенсации. У детей из многодетных семей самая большая компенсация – 70 процентов. Есть учащиеся, которые питаются бесплатно два месяца в год: они из семьи, где пятеро школьников.

В школе есть и своя небольшая библиотека, здесь же игровая комната со спортивным инвентарём и игрушками. Но всё же помещение слишком мало для полноценных занятий физкультурой, поэтому уроки проводят, в основном, на улице, если погода позволяет.

Ходьба на лыжах по программе начинается у детей с третьего класса, с первого класса для тех, у кого есть лыжи. У нас они есть у каждого ученика, – объясняет Тамара Алексеевна. – Я как учитель обязана сформировать у детей координацию, они должны в большую школу прийти подготовленными. Поэтому убедила родителей на день рождения подарить своим детям лыжные комплекты вместо дорогих игрушек. Лыжню по нашей просьбе готовят старшеклассники, есть даже трасса для тренировки спуска с горы.

В малокомплектных школах для обучения используют традиционные программы, потому что одновременно занимаются два класса. Но Тамара Алексеевна решилась на эксперимент, первый класс обучается по программе «Перспективная начальная школа». Тем более, что начальные школы повсеместно переходят на развивающие программы – это требования новых образовательных стандартов. Но и здесь есть свои проблемы. Для того, чтобы начать обучение по развивающей программе, Т.А. Хренова долго ждала детей, родители которых смогли самостоятельно купить комплект учебников и тетрадей стоимостью в 900 рублей. Как с семей, существующих на детские пособия, требовать приобретение учебников? Ведь ребёнка надо ещё и одеть к школе. А вот внеурочную деятельность в рамках новых стандартов Тамара Алексеевна и её коллега, второй учитель школы Алевтина Михайловна Винокурова, обеспечить готовы. Педагоги ведут спортивный и художественно-прикладной кружки. К работе подключится и заведующая деревенским клубом. Почему бы детям не создать свой собственный театр? За помощью они планируют обратиться к жителям села, которые готовы поделиться секретами народных промыслов. Есть идея организовать кружок развивающих игр, таких как шахматы и шашки. Тем более, что этот вид спорта ребятам нравится. Шахматная доска с фигурами с задней парты не убирается даже на время урока, дети на переменах торопятся сыграть партию-другую.

В прошлом учебном году угроза закрытия не миновала и Шулындинскую малокомплектную школу, но родители учащихся отстояли право детей обучаться в родной деревне.

Нам в деревне школа нужна, – рассказывает мама ученицы начальной школы Татьяна Семёнова. – Тут собирались сократить одного из учителей, я считаю, что одному педагогу не справиться с четырьмя классами. Все дети требуют большого внимания, мы ведь хотим, чтобы им давали качественные знания. Атмосфера в нашей школе семейная, на уроках детям психологически комфортно, они умеют работать самостоятельно. А на родительское собрание приходишь, так душой отдыхаешь. Учителя тесты проводят и с детьми, и с родителями – дети рисуют и мы вместе с ними. Да и спокойно нам за ребятишек, когда школа рядом.

Такие малокомплектные школы, как Шулындинская, – пример редкий. Но всё же при наличии в деревне детей, при грамотном подходе к организации учебного процесса и профессионализме учителей такие школы имеют право на существование.

Наталья Гладковская

Фото Екатерины Кадочниковой