Компас для души
В районной библиотеке состоялся День православной книги.
Решение о праздновании этого дня в России принято Священным Синодом Русской православной церкви 25 декабря 2009 года. Праздник приурочен к выходу в свет 14 марта 1564 года первой печатной книги «Апостол», изданной в типографии Ивана Фёдорова.
У нас в районе такое мероприятие проходило впервые.
Какую книгу можно считать православной? Это не только книги, скажем так, специальные – Библия Апостол, Евангелие, Псалтирь, молитвословы. Каких-то сто лет назад православная вера и книга как таковая были почти неразрывно связаны друг с другом на Руси. Достаточно вспомнить имена русских классиков. Нравственные искания их героев помогли не сбиться с пути миллионам соотечественников в годы, когда храмы стояли закрытыми и обезглавленными. Были уроки литературы, и сквозь разговоры о соцреализме и партийности, как трава сквозь асфальт, пробивалась русская душа – таинственная и загадочная.
Времена изменились. Открылись православные издательства, вышли в свет интереснейшие книги, написанные уже нашими современниками: читай, расти, духовно совершенствуйся.
О первопечатнике Иване Фёдорове и книгах, имеющихся в библиотечном фонде, рассказала библиотекарь обслуживания Валентина Кожевникова.
Валентина Николаевна Колунина, преподаватель Воскресной школы храма преподобного Серафима Саровского в с. Суерке, со своими воспитанницами привезла в этот день на встречу немало интересных книг, которые имеются в продаже в церковной лавке и библиотеке храма. Как воспитать детей? Как сохранить семью и защитить свой дом от зла? Где кроются духовно-нравственные причины наших болезней и неудач? Об этом и многом другом может рассказать современная православная книга.
К сожалению, в последние десятилетия появилось и много литературы, способной нанести душе непоправимый вред. И человек, попав в трудную ситуацию, начинает искать пути решения своих проблем, начитавшись «пособий» для чёрно-белых магов, экстрасенсов и прочих «деятелей». Работать над собой, меняться внутренне гораздо труднее.
Не так давно Русь называли святой. Не потому, что не было в ней места греху. Просто люди старались быть лучше, чище и сверяли своё сердце, свою жизнь с жизнью таких святых подвижников, как преподобный Сергий Радонежский.
Во время Великого поста на Руси закрывались все питейные заведения, никому и в голову не приходило торговать мясом – зато какие постные рынки открывались. Почитайте у Ивана Шмелёва «Лето Господне»:
«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни…по-мни… Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.
…Поедем на «постный рынок», где стон стоит. Великий грибной рынок, где я никогда не был! Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:
– Пост. Не смей! Погоди, вот сломаешь ногу. Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается Сын Божий! А Бог-то как же… как же Он допустил?
Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».
Автор этой повести, один из лучших прозаиков Серебряного века русской культуры Иван Сергеевич Шмелёв рос в глубоко верующей семье. Судьба его сложилась непросто. Но свет детства, словно маячок, не дал потеряться в мире пороков и соблазнов.
«Лето Господне» – одна из вершин его позднего творчества, повесть, написанная вдали от Родины для грядущих поколений: для нас с вами, наших детей и внуков.
Мы многое потеряли. Но ещё не вечер.
Татьяна СЕДОВА.
Фото автора.