Недавно, пролистывая модный журнал, наткнулась на рекламу сигарет. Красивая женская рука с безупречным маникюром изящно подносит тонкую сигарету к чувственным накрашенным губам, рядом с этой идиллической картинкой изображена прекрасно оформленная пачка сигарет: нежные цвета и формы, каллиграфические буквы. А внизу говорящий лозунг: «С нашими сигаретами вы приобретете много нового…». Меня так и подмывало продолжить: эмфизему, коронарную болезнь сердца, рак легких…
Это на меня не подействовала волшебная сила рекламы, а вот девочка-подросток или начинающая бизнес-леди вполне купится на стильную картинку. Так что же делать, чтобы реклама и упаковка сигарет стали менее привлекательными?
Летом прошлого года уже был принят решительный шаг – на пачках стали размещать угрожающие надписи о последствиях курения. Но правительство России считает, что и эта мера не была эффективной. И в конце февраля Интернет запестрил однотипными новостными сводками: на пачках сигарет появятся раковые опухоли, Онищенко предложил размещать фотографии раковых опухолей, россияне воочию увидят последствия курения… И действительно, 24 февраля в Брюсселе министр здравоохранения и социального развития России Татьяна Голикова на встрече с комиссаром Евросоюза по здравоохранению Джоном Далли сообщила, что Россия готова размещать на пачках сигарет устрашающие изображения, наглядно демонстрирующие последствия курения. Чуть позже руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко выступил с подобным предложением – обязать табачные компании размещать на пачках сигарет фотографии органов курильщиков, пораженных раковыми заболеваниями.
Такая мера вполне обоснована: глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака, который был проведен в 2009 году, показал, что Россия – лидер по числу курильщиков в мире, 44 миллиона россиян являются регулярными курильщиками. Но подействует ли она на заядлых и потенциальных курильщиков? Нужны ли такие фото на пачках сигарет или же необходимы другие способы борьбы с курением? На эти вопросы мне ответили около ста человек разного возраста и социального статуса. Из них 68% считают такую меру скорее бесполезной, чем действенной. Остальные 32% верят, что страшные картинки смогут отбить желание курить. Наиболее интересные ответы я представляю вашему вниманию.
• «Да, я считаю, что «украсить» пачки стоит. В какой-то степени это поможет, но гарантий никаких. Если не бороться с этой проблемой вообще, то она поработит человечество».
• «Мера не будет действенной, потому что в большинстве своем люди даже не заглядывают на то, что изображено на пачках. Например, так прошел эксперимент с надписями. Курильщики просто смеются над ними».
• «Ой, ну может на таких впечатлительных людей, как я, эта мера подействует... Но для уже давно курящих она будет бесполезной. Самая действенная мера – это в разы повысить цены!»
• «Такие фото, думаю, будут очень неприятны тем, кто курит. Хотя все предупреждения (на пачках сигарет) о том, что в России столько-то больных раком лёгких и так далее большой «пользы» обществу не приносит. Курильщики не обращают на это внимания, по-моему. А насчёт фото раковых опухолей – надо подумать. Может, всколыхнуться курильщики!?! Если бы я курила, мне было бы очень и очень неприятно даже брать в руки эту пачку, не то что курить. Все действия, направленные во благо, – нужны! А вдруг!?»
• «Хоть любое фото пусть печатают, хоть самое жестокое, повлияет лишь на малую часть».
• «Я, хоть не курильщик, но скажу - глупость несусветная! Выход ведь всегда будет: купил пачку и переложил в красивый портсигар. Почему не сделать эти самые сигареты слишком дорогими? Надо вообще защищать права некурящих и лишать права курящих смолить при народе. Это разумней будет. Кто дал курильщику право гробить здоровье других?»
• «Страшные картинки, возможно, отрезвят бестолковых подростков, которые травятся из интереса. А курящие дети и подростки – это самое страшное. Скорее всего, тот, кто с усмешкой смотрит на эти картинки и надписи, уже не доживет до возраста дымящих динозавров в 65 лет. У этого хода властей есть проценты успеха».
• «Я считаю, что это ориентировано больше на потенциальных курильщиков. И эта мера, на мой взгляд, не является действенной, т.к. нынешних курильщиков это совсем не остановит, а тех, кто не курит в настоящее время, это вообще не интересует... Если человек не хочет курить, то он и не будет этого делать... И вовсе не потому, что на пачках появятся неприятные картинки».
Появятся или нет фотографии раковых опухолей на пачках сигарет – узнаем, но я считаю, что такая мера все-таки лучше, чем полное бездействие. И на кого-то она обязательно подействует. Наверно, в такой же мере, как действуют манящие рекламы сигарет в журналах и на телевидении. Кстати, помните самого знаменитого в мире курильщика Вейн Мак-Дарена – ковбоя с рекламы сигарет одной известной фирмы? Так вот, знайте, он умер от рака легких.
Людмила ОСТЯКОВА