Традиционно в первые весенние дни под сводами Вагайской средней школы собрался педагогический цвет района, чтобы определить лучшего в своей профессии. Шестнадцатый по счету районный конкурс в этом году носил другое название, не привычное «Учитель года», а новое и более расширенное - «Педагог года». Дело в том, что в нынешнем составе участников были представители дошкольных образовательных учреждений.
Конкурсная программа длилась четыре дня. Первые три дня участники показали себя в процессе работы. Члены основного и предметного жюри посетили и проанализировали конкурсные занятия, уроки и беседы с учащимися. В процессе общения с группой, классом педагог лучше показывает свои профессиональные умения и навыки.
Заключительный день начался с представления участников конкурса. В этом году их было девять.
С.И. Петрова, воспитатель детского сада «Родничок» (с. Вагай). Её педагогический стаж уже 22 года. Одним из способов развития у детей познавательной активности, любознательности Светлана Ивановна считает опытно-экспериментальную деятельность. Знакомство детей с окружающим миром идёт через опыты (с водой, снегом, песком, воздухом), игры, эксперименты. Они развивают у детей познавательно-речевую активность, умственные и мыслительные способности, память, воображение.
Н.А. Засорина, воспитатель детского сада «Родничок» (с.Вагай). Наталья Александровна считает, что «воспитатель это даже не профессия – это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего – перед воспитанниками». Она утверждает: «Я не просто воспитатель. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи».
Л.У. Мухаматуллина, учитель русского языка и литературы Казанской школы. Для развития творческого мышления учащихся Ляля Уразалиевна использует проектное обучение. Главную идею метода проектов видит в следующем: с большим увлечением выполняется ребёнком только та деятельность, которая выбрана им самим.
Н.Х. Рахимова, учитель русского языка и литературы Аксурской средней школы. Девиз Нурчиян Хайрулловны: «Найди своё дело и стань в нём лучшим». Ее отличительная черта как педагога – ответственность, стремление к самообразованию, использованию нового в работе. Важные качества, которые хотела бы воспитать у своих учеников: целеустремлённость и умение доводить дело до конца.
В.М. Айнуллина, учитель биологии Карагайской средней школы. Включение регионального материала, проблемный метод ведения уроков, составление прогноза, использование игровых ситуаций, демонстрация живого материала, использование здоровьесберегающих технологий, выполнение проектов и мини-проектов – вот отличительные особенности уроков Венеры Муфаряковны.
С.А. Огорелкова, учитель начальных классов Дубровинской школы. Педагогическая философия Светланы Анатольевны – считаться с мнениями, интересами и возможностями своих учеников.
Её подопечные отличаются устойчивым интересом к учёбе, умеют осознанно планировать свою деятельность, самостоятельно ставить цели. И это не случайно, ведь сама Светлана Анатольевна очень требовательный к себе педагог, с активной жизненной позицией.
Л.И. Уразаева, учитель русского языка и литературы Юрминской средней школы. Лена Исильевна творчески работающий учитель. Задачу преподавания она видит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, пробудить и развивать их творческие и интеллектуальные способности, воспитывать толерантную личность, любящую свою родину.
А.М. Шишкина, учитель начальных классов Шестовской средней школы. Залогом успешного обучения и развития младших школьников Асия Муксиновна считает хорошую речь. Это орудие саморазвития, то, что делает возможным самообразование, социализацию, дальнейшее личностное развитие.
В.С. Кроо, учитель географии Шишкинской средней школы. В процессе обучения географии как на уроках, так и во внеклассной деятельности Валентина Сергеевна формирует у своих учеников опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. По мнению педагога, «новый материал должен возбуждать эмоции и желания, быть эмоционально действенным. Если ученик на уроке совершил увлекательное воображаемое путешествие по великой реке Америки, почувствовал красоту пушкинского стиха, то это тоже знание, но качественно иного, высшего порядка».
После представления участников на сцену поднялся А.А. Сафрыгин – начальник управления образования, председатель оргкомитета конкурса. Александр Анатольевич отметил, что «каждый год все мы – и организаторы, и участники конкурса «Педагог года» - ждём знакомства с лучшими представителями педагогических коллективов образовательных учреждений района, мастерами своего дела». Пожелал удачи и победы не только участникам, но и организаторам, и жюри конкурса.
Обратилась к участникам и Н.Н. Ослина – член основного жюри, председатель райкома профсоюза работников образования и науки. Нина Николаевна зачитала цитаты из эссе конкурсантов и отметила, что успех любого педагога зависит от его таланта дарить себя детям.
Поприветствовала коллег и победитель конкурса прошлого года Ж.Г. Сладкевич, учитель технологии Иртышской основной школы. Жанна Григорьевна поделилась, что победа в конкурсе стала не итогом работы, а мощным стимулом к развитию ее творческого потенциала.
Затем зрителям конкурса была представлена судейская коллегия. В состав основного жюри под председательством Ирины Алексеевны Ильиных, заместителя начальника управления образования, вошли специалисты названного учреждения. Членами предметного жюри стали руководители районных методических объединений и методисты методического кабинета и детского сада «Колосок».
На сцене следующий этап – беседа с «родителями». Педагогам демонстрировался видеоролик, в котором задавалась педагогическая ситуация. Участники должны были определить проблему, показанную в фильме, и выявить пути решения в ходе «родительского собрания», где в роли родителей, выступили зрители и члены жюри.
На импровизированных «родительских собраниях» педагоги подняли важные темы. Рассмотрели роль семьи в воспитании ребенка, проблему добра и зла, затронули вопросы мотивации ребенка к учению, поговорили об оценках… При этом конкурсанты использовали различные методы работы, успешно вовлекая в действо зрителей, которые вступали в спор, приводили примеры, задавали вопросы.
После этого тура были определены финалисты: С.А. Огорелкова, С.И. Петрова, Л.И. Уразаева. Последним испытанием стали мастер-классы педагогов. Светлана Анатольевна Огорелкова предложила членам жюри и оргкомитета конкурса сделать аппликацию. За несколько минут из бумаги, клея и соломки получилась замечательная картина.
В увлекательное путешествие отправились все зрители вместе со Светланой Ивановной Петровой. Она, в роли Незнайки, прокатила зрителей на автобусе в деревню, где все встретили утро, воссоздав звуковую картину происходящего.
Закончился конкурс разговором о поэзии вместе с Леной Исильевной Уразаевой. Педагог прочитала несколько стихотворений, а зрители должны были по произведениям рассказать об авторе, о состоянии лирического героя. Анализ поэтического творчества превратился в своеобразную головоломку, игру с совместным поиском ответа.
После подведения итогов конкурса на сцену поднялся А.А. Сафрыгин для объявления результатов. Победителем в номинации «Архитектор детских душ» стала Светлана Ивановна Петрова, воспитатель детского сада «Родничок», в номинации «Традиции и инновации в образовании» - Лена Исильевна Уразаева, учитель русского языка и литературы Юрминской школы. Абсолютным победителем конкурса и обладателем почетного звания «Педагог года – 2011» стала Светлана Анатольевна Огорелкова, учитель начальных классов Дубровинской школы.
На этом очередной конкурс закончился, оставив позади тревоги и волнения конкурсантов. Были и яркие победы, и горькие разочарования, на педагогическом небосклоне зажглись новые звезды. Но ровно через год с приходом весны конкурс вновь соберет лучших педагогов района и откроет незаурядные таланты.
Людмила ОСТЯКОВА
Фото автора
Статистика конкурса «Педагог года Вагайского района – 2011»
Количество участников - 9, в том числе учителей биологии - 1, географии - 1, начальных классов - 2, русского языка и литературы - 3, воспитателей ДОУ - 2.
Средний возраст участника - 37 лет;
средний педагогический стаж - 17 лет;
общий педагогический стаж - 151 год;
самый молодой участник конкурса имеет стаж 5 лет, самый большой стаж - 31 год.
Квалификационные категории:
первая – 4 человека,
вторая – 5 человек.