Медиакарта
4:41 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Я умею только учить…

Я умею только учить…
11:10 | 05 апреля 2011
Источник: Красная звезда

Маленькая девочка рассаживает кукол за игрушечные столики – скоро начнётся урок, и куклы узнают, как пишется первая буква алфавита. Ах, какая это непростая задача – научить кукол грамоте! Но, ничего-ничего, уж маленькая девочка знает, как это сделать. Знает она, как научить грамоте, и сейчас, только уже настоящих учеников – мальчишек и девчонок, а детство, милое детство, осталось позади…

Татьяна Владимировна Чупина – учитель начальных классов ВСШ №2 – родом из города Первоуральска (всегда удивляет, когда люди, чья родина далеко, оказываются в нашем маленьком сибирском селе!). С детства она хотела стать учителем, и учить именно маленьких детей. Вот, с подругой, которая не сумела поступить в педучилище в родном городе, они отправились в Сибирь к её родственникам.

-- Первое впечатление от села было шокирующим – глушь, дорог нет, -- вспоминает с улыбкой учитель, -- но подруга заверила, что учиться мы будем не здесь, а в Голышманово.

Так и получилось, поступили в педучилище. Но судьба вновь вернула в Викулово – здесь Татьяна Владимировна вышла замуж, здесь ей предстояло и работать.

-- В райцентре тогда, в начале девяностых, работы в начальной школе для меня не нашлось, а чуть позже, совершенно случайно, я узнала, что освободилось место в Березино. В этот же день, не раздумывая, я пошла в районо, и мы вместе с заведующей поехали в Березинскую начальную школу. Меня устроили на работу – таким был подарок к 7 октября.

Так началась десятилетняя трудовая жизнь Татьяны Владимировны в маленькой школе. А почему десятилетняя? Потому что через десять лет эту школу закрыли, а всех оставшихся учеников перевели в райцентр.

-- Мне очень нравилось в Березино, и ни за что я не оставила бы эту школу. Пусть она маленькая, в маленьком селе, но всё там стало мне родным. И с детьми – ведь их мало в классе! – всегда можешь осуществить запланированное, с каждым поговоришь, каждого выслушаешь. Тихо и спокойно было в Березино…

В середине учебного года учителю сказали, что школьников в селе больше не будет, после этой новости она очень переживала, но нужно было брать себя в руки и заниматься поиском нового места работы. И место это скоро нашлось – Татьяне Владимировне предложили стать заместителем директора Дома детского творчества. Это и пугало, и радовало молодого педагога, ведь работать с детьми она любила и умела, и ничем другим никогда не занималась. Но выбора не было, и вот последние полгода существования Березинской начальной школы учитель полдня занималась с детьми, а полдня выполняла обязанности заместителя директора ДДТ И. А. Родионовой.

-- Чтобы быть заместителем директора, нужно высшее образование, и я поступила заочно в Ишимский пединститут по специальности «Педагогика и методика начального образования», -- рассказывает Татьяна Владимировна. – А работа со временем стала привычной, но всё равно мне не хватало школы, я скучала по любимому делу, по детям. И тут судьба мне подарила шанс заниматься тем, чем я хочу... Нужно было всем работникам обязательно вести какой-нибудь кружок. Я умела шить, вышивать, но всем этим уже занимались, и я сказала директору, что умею только одно – учить детей, что мне делать? Вот тогда и родилась идея заниматься в ДДТ не только со школьниками, но и с маленькими детьми. А что если заниматься развитием дошколят, готовить их к школе?

Идея понравилась и директору, и всем педагогам. Теперь оставалось воплотить её в жизнь, а любое начинание не без сложностей. Татьяна Владимировна решила вести у малышей окружающий мир и развитие речи, Ирина Анатольевна – театр и лепку. Но как привлечь детей на кружок, как заинтересовать родителей?

-- 1 сентября 2003 года школа раннего развития начала своё существование. Сначала приглашали детей знакомых мам, ребятишек набралось восемь, -- с нежностью говорит о своём детище учитель. – Мы, учителя, сами ходили за детьми в детский сад, потому что в основном родители работали до пяти, а занятия мы начинали в четыре. Строем шли на кружки! Было сначала сложно, но душа радовалась: я снова работала с детьми!

Вскоре родители начали замечать, как полезна для их детей школа раннего развития, какие они начали делать успехи, как много стали знать и уметь, и упросили педагогов заниматься с малышами и по выходным. Из года в год школа «Солнышко» становилась всё популярнее. Сначала появились две группы, потом три, после стали детей делить по возрасту – старшая, средняя и младшая, а потом и каждой группы стало по две. Приходилось записывать деток на очередь. Каждый год появлялись новые предметы: ритмика, музыка, проводились психологические тесты, приглашался логопед. В итоге педагоги определились на шести направлениях развития детей: окружающий мир, развитие речи, музыка, ритмика, театр и лепка. Два раза в неделю каждый ребёнок посещал занятия по всем предметам. Всё было просто замечательно!

…А Татьяна Владимировна всё равно хотела в школу. И вот уже год – она учитель начальных классов второй Викуловской школы. И каждый, кто знает её, при встрече спрашивает: «Близкое сердцу, созданное своими руками, там, в центре дополнительного образования и развития детей, не жаль было оставлять?».

-- Жаль, очень жаль, и я очень долго думала, перед тем, как уйти в школу. Теперь не жалею. А тогда пугала ещё и неизвестность, но желание учить оказалось сильнее. Мне и раньше предлагали работать в школе, один раз – вести детей с третьего класса, но отказалась: третий класс – это уже сформированный коллектив, что они знают, чего не знают, -- не известно. Если брать детей, то с первого класса, если допустил какие-то ошибки с ними, то знаешь, что это твои личные ошибки.

Система Занкова, по которой работают сейчас в первых классах Викуловской школы № 2, требовала особой подготовки. Татьяне Владимировне пришлось летом перебрать немало книг, вникая в неё, в августе она прошла ещё и курсы. С тематическим планированием помогала коллега, так же учитель первого класса Е. М. Новикова, они и сейчас делают всё сообща, идут по ступеням программы вместе.

И вот 1 сентября… 1 «б» -- большой класс, все разные, все хором что-то говорят. А Татьяна Владимировна всегда работала с маленькими классами, можно сказать, индивидуально. Но она не растерялась, очень уверенно вошла в класс и с первых минут поставила себя так, чтобы дети её уважали, не боялись, чувствовали поддержку.

-- Теперь я их изучила от и до! У кого какой темперамент, кто эмоционален, кто замкнут, кто быстро схватывает новое, кому несколько раз повторить нужно, – улыбается Татьяна Владимировна. – 1 класс – самый сложный. Я всегда в маленьком классе за урок успевала сделать запланированное, в большом – кажется, времени мало, всех не успеваешь спросить. Сам адаптируешься, и ребёнок адаптируется к школе, к новому статусу ученика, режиму дня, нагрузке. Собирались с родителями, говорили, над чем нужно поработать с детьми, как относиться к детям в период адаптации.

Теперь дети не только учат грамоту, но вместе с учителем узнают мир. Как не бояться сказать неправильный ответ? Многие предпочитают промолчать из-за неуверенности, а в классе Т. В. Чупиной нет. Если ответ неправильный, вместе разбирают, почему он неправильный. Неправильный ответ – это тоже ответ. Дети учатся честности. Делай так, говори то, что хочешь видеть по отношению к тебе – учитель хочет, чтобы это выражение стало правилом в жизни каждого её ученика. Воспитывать нравственность – задача благородная, и отец Владимир в этом вопросе помогает.

Конфликты в классе решаются сразу. «Виновники» выводятся на разговор, каждый высказывает свою точку зрения, и приходят к общему мнению, а неправый признаёт ошибку, извиняется, конфликт исчерпывается, и больше к нему возврата нет.

-- Большую помощь в работе мне оказывают родители! За четыре года обучения детей мы решили, что в родительском активе побывают все по очереди. Они организовали возможность питья чистой воды в кабинете, ведь это очень важно. Они помогают оформлять класс – к праздникам, на тему здоровьесбережения. Если у нас экскурсия – родители помогают сопровождать в пути, если мероприятие – они активные участники. Спасибо большое, родители, за живой интерес к своим детям, за помощь!

Каким вы хотите видеть свой класс? – такой вопрос захотелось задать в конце беседы, у каждого воспитания должна быть конечная цель.

-- У меня нет любимчиков, об этом я сказала сразу и детям, и родителям. Я хочу, чтобы каждый ребёнок понял, что ему больше всего нравится, что у него лучше всего получается, чтобы он проявил себя в этом и умел заинтересовать других. Дети должны раскрыть свои таланты, и таланты эти нужно показывать. Дети уже участвовали в олимпиаде, в лингвистическом конкурсе, конкурсе эрудитов, в апреле пройдёт мероприятие «Человек и природа», говорить будут о космосе. Почему не попробовать? И везде участвуют разные дети, в итоге задействованы все. Раскрыть себя – вот главная цель. У нас и домашнее задание часто на выбор бывает: кто-то наизусть учит, кто-то рисует. И коллектив должен быть сплочённым, чтобы всё делали вместе, стояли друг за друга.

Такие хорошие планы. Учебный год подходит к концу, осталась одна четверть. Первоклассники стали уже более ответственными, более самостоятельными, с радостью познают мир и учат грамоту, а помогает им в этом первая учительница, Татьяна Владимировна. Пожелаем им успешно прошагать все четыре года начальной школы, самых первых года, самых сложных!

О. СУББОТИНА

На снимке: Т. В. Чупина на уроке в 1 «б»

Фото Т. СУХОВОЙ