Хочется сказать несколько слов о водителях автобусов, следующих по маршрутам Вагай – Абаул и Вагай – Второсалинская.
На первом маршруте работают двое – Ф. Кутуков и М. Абдуллин. На втором - М. Курманалиев, которого подменяет в случае необходимости кто-нибудь из вагайских.
Думаю, любой из читателей согласится, что работа автобусников – труд нелегкий в любое время года. Каждый день наматывают они десятки и сотни километров. В непогоду, в распутицу водители автобусов всегда за баранкой. Взяв в руки руль, принимают они на себя большую и серьезную ответственность за пассажиров, которых надлежит доставить до места, так сказать, в целости и сохранности.
Из Абаула к нам в Аксурку рейсовый автобус подходит к 7.30 утра, в распутицу – попоздней. А случается и такое, что застрянет где-то в дороге. И водитель звонит по мобильнику друзьям, чтобы те выручали. Помню, осенью мой сосед, шофер школьного ПАЗика Руслан Маматуллин так же вот по звонку срочно ездил вытаскивать застрявшего в разбитой колее кого-то из своих собратьев по профессии. Да и сам попадал в подобные переплеты не раз. И похвально, конечно, то, что шоферское братство не теряет своих традиций – помогать любому в пути при тревожном сигнале. А тем более тому, кого знаешь и с кем встречаешься на таких дорогах, как наши, что бывают проезжими только в добрую погоду.
Я лично с большим уважением отношусь к водителям автобусов, в том числе к нашим местным, и с какой-то особой симпатией к Марселю Саттаровичу Абдуллину, поскольку этого человека знаю давным-давно. Родился и вырос он в Аксурке. До службы в армии окончил Дубровинское СПТУ. Работал в совхозе на тракторах разных марок. У меня сохранилась даже пожелтевшая вырезка из «Сельского труженика», где рассказывается о нем как об одном из лучших механизаторов хозяйства. Заметка называлась «Добросовестный работник». Управлял он в то время «Кировцем»: пахал поля, закладывая силосную массу в траншеи, возил зерно от комбайнов, ремонтировал дороги. И все это не только на центральной, Аксурской ферме, но также и на других, что входили в большой совхоз.
В Абауле приглядел среди молодых доярочек свою будущую жену, Гульминур. Перевез ее в Аксурку, где им дали квартиру. Жили довольно крепко и счастливо. Росли в семье две дочки. Но настали трудные времена, распался совхоз. Остались без дела, без надежного заработка все, кто растил хлеб, производил молоко и мясо. По примеру многих других глава семьи Абдуллиных подался на Север работать вахтовым методом. А супруга вела хозяйство.
Но, помотавшись вдали от дома, решил Марсель Саттарович искать работу в своем районе. И тут подвернулась удача, причем обоим супругам. Его взяли водителем в ООО «Вагай пассажиравто-транс», ее - продавцом в магазин СПК «Транссервисмолоко». Только вот место жительства потребовалось сменить – переехали в Абаул, на родину жены. И вот уже третий год М. Абдуллин водит автобус по знакомому маршруту Вагай – Абаул, выезжая в рейс в 6.30 утра, возвращаясь к ночи обратно.
Народу с абаульской и карагайской сторон очень много. Бывает, автобус идет перегруженный, и тогда аксурские пассажиры остаются на остановке. Однако есть и другой, запасной для нас вариант – уезжать в райцентр с салинским автобусом, который постоянно делает крюк в Аксурку. Приходит сюда в 6.30 утра, уходит в 7 часов. И так же до места доставляет своих пассажиров на обратном пути. Так что люди довольны. Пока дорога хорошая, и нет никаких проблем. А вот наступит распутица – тогда другая картина. Но, надо заметить, что даже в распутицу наши местные водители всегда довозят нас до дома. Да и при всех других непредвиденных обстоятельствах.
Прошлым летом, например, на пути из Вагая абаульский автобус захватила гроза. Поднялся ураганный ветер, повалил стоящие у дороги деревья, и они перекрыли трассу. Что тут делать – идти пешком по раскисшей дороге или ночевать в лесу? И тогда один пассажир позвонил в Аксурку своим родным, обрисовав ситуацию. Мужики собрались, завели трактора, взяли топоры, бензопилу и погнали на выручку к заложникам непогоды. Распилили упавшие на дорогу деревья, растащили завал и открыли путь для автобуса. В девять вечера все аксурские пассажиры были дома, автобус же отправился дальше, до конечной остановки.
Но при всех положительных моментах нельзя умолчать о том, что некоторые пассажиры ведут себя в дороге некорректно. Напиваются, дебоширят. Вот недавно был случай. Двое молодых людей, крепко подвыпивших, поначалу друг с другом спорили, а потом стали драться. Пришлось водителю останавливать автобус и разнимать драчунов. Так что шоферская работа связана не только с физическими нагрузками, но и с психическим напряжением. И мне от имени всех аксурцев хочется пожелать нашим автобусникам крепкого здоровья, благополучия и безаварийных легких дорог.
Сафура ТУХВАТУЛЛИНА
с. Аксурка