Разговор с директором филиала Тюменского Управления лесами Евгением Ивановичем Юриным состоялся в двадцатых числах марта, когда земля еще плотно укрыта слоем снега, нет и намека на проталины в лесу. А уж тем более далекими кажутся разговоры о лесных пожарах.
Но это не так. На памяти у всех аномально засушливый 2010 год, когда выгорали лесные массивы в российских областях, сметая на своем пути населенные пункты.
Вот почему разговор этот и актуален, и своевременен.
- Заметьте, за минувший аномальный год, когда стояла сушь, не было дождей, на территории Омутинского района потеряли 0,7 процента от закрепленных за нами лесных угодий. Всего лишь! Если сравнить с тем, что творилось в других регионах - это очень маленький процент.
Второй момент. Важно не только потушить пожар, важнее сделать это оперативно, не дать распространиться на большую площадь.
В этом плане наш районный показатель - в 2,5 раза лучше областного. Значит, мы у себя на территории не даем разгораться пожарищам на обширных площадях, локализуем их.
-
Евгений Иванович, на сходе граждан Журавлевского сельского поселения Вы выступали и рассказывали о реформах в лесном ведомстве предстоящей весной. А почему Журавли считаются «проблемными»?
-
Так уж сложилось чисто географически, что сельское поселение находится на территории повышенной пожарной опасности.
Тому, что пожароопасные периоды становятся все опаснее, есть много объективных причин.
Ослабились позиции сельского хозяйства - значит, появились неосвоенные сенокосы, заброшенные поля.
А что такое невыкошенная трава? Сухой, плотный «потник». Займется огонь, и он будет наступательнее, нежели по низкому травостою, или по кошенине.
И все же основным Е.И.Юрин считал и продолжает считать человеческий фактор.
- За всю мою многолетнюю практику, а она, поверьте, богатая, лишь единожды видел, как во время сухой грозы от сверкнувшей молнии загорелось дерево.
Все остальное - дело рук человеческих. Где небрежность, где халатность, где и преступный умысел в виде зажженной спички.
Одного не могу понять, почему люди так относятся к природе? Это наш дом. И вести себя в нем надо соответственно. Жизнь была до нас, живем мы, и после нас желательно оставить не пепелище, не свалку, а нормальную природу, лес.
Предприятие не избежало участи реформирования. Лес как был в государственной собственности, так и остался. А вот по функциональным обязанностям службы разделили. Управление. Лесохозяйственные функции (вырубки, уход, лесовосстановление). Борьба с лесными пожарами. Контролирующие функции.
- Мы не спешим совсем делиться, работаем в комплексе. И дальше так постараемся. Потому что коллектив подобрался крепкий, профессиональный. И только сообща можно что-то сделать.
Опять же вспомню прошлый год. Первый пожар случился в апреле, последний мы затушили 4 ноября. И все это время жили в напряженном режиме работы. Когда минимум дважды в день объезжали на транспорте по кольцу все наши угодья, реагировали на сигналы специальной авиации.
Выходной день мог у любого завершиться звонком-вызовом на тушение лесного пожара.
И я искренне благодарен своему коллективу, что не было и речи о занятости. По первому слову, звонку - за дело. И не могу назвать кого-либо персонально: все чувствовали свою ответственность. А такое взаимопонимание дорогого стоит.
Жаль, молодежь не активно идет в отрасль. Специфика работы такова - физические нагрузки, ненормированный день, работа в жару, летом донимает гнус. А смена старшему поколению нужна.
К положительному моменту ведомственного реформирования Е.И.Юрин отнес управление лесами на уровень субъектов РФ. Правительство Тюменской области много делает, чтобы лесное хозяйство снабжалось техникой, не было дефицита с горючим. В этом плане ощущается основательная поддержка.
- Надеюсь, что в нынешнем году весенне-летний сезон будет среднестатистическим, не аномальным.
Природа позаботилась и компенсировала засуху обильными снегами. Но это не означает, что не следует быть наготове. Все зависит от человека, от его разумности. Повторюсь, что природу, лес следовало бы рассматривать как дом, в котором мы живем сейчас и сегодня, и где будут жить после нас.
В.ВАСИЛЬЕВА