Любовь МИШИНА,
заведующая архивным отделом администрации района.
Передо мной лежат солдатские треугольники – старые, потёртые, пожелтевшие от времени листочки. В каждом – тревога за близких, скудные строки о себе. В них – человеческие жизни, судьбы, исковерканные вражеской пулей.
Наш земляк Владимир Николаевич Камшилов родился 22 января 1922 года. В Аромашево окончил 9 классов и поступил в Новосибирское военное пехотное училище. Когда началась война, он заканчивал учёбу. В звании лейтенанта в июле 1941 года был призван на фронт. Воевал на Западном фронте, куда был направлен командиром пулемётного взвода.
Его родителям – Николаю Андреевичу и Марии Павловне – шли в Аромашево солдатские треугольники, проверенные военной цензурой. Владимир писал мало, скупо, но всегда беспокоился о родителях, особенно о маме, которую очень любил, высылал ей переводом деньги. Чаще всего письма писались второпях, простым карандашом.
В ноябре 1941 года Владимир Камшилов участвовал в освобождении города Ельца. Здесь он выдержал первые серьёзные жизненные испытания, а письма были адресованы только матери, так как от неё он узнал, что отец тоже на фронте.
«Здравствуйте, дорогая мама. Вероятно, жить стало гораздо труднее и больше беспокойства о нас двоих с папой... Воевать становится всё труднее. Зима холодная не только для немца, но и для нас».
10 декабря 1941 года Владимир получил ранение в левый бок и руку. Его направили лечиться в Андижанский госпиталь, что в Узбекистане. После лечения – под Ташкент, в город Чирчик, на курсы начальников штабов. Однако закончить учёбу ему не удалось: перевели в Казанскую высшую школу генерального штаба Красной армии, но принят туда не был. Как сам писал матери, по причине молодого возраста.
Больше трёх месяцев Владимир находился в тылу в Алма-Ате. Потом его направили в гвардейскую дивизию имени Памфилова. Шёл тогда 1942 год.
«Жизнь идёт по настоящей фронтовой дороге. 22 ноября при наступлении был легко ранен в область плеча пулей. Из боя непосредственно не выходил, нахожусь пока на месте. Идут сильные бои по уничтожению одной немецкой группировки»...
29 декабря 1942 года в боях за освобождение города Великие Луки Владимир снова получил ранение. Но теперь в левую ногу, с повреждением кости и сустава. В начале января 1943 он писал из госпиталя г. Калинина:
«...Раньше считал, что война есть война. А сейчас этих гадов видеть не хочу. Но они платят за всё и ещё поплатятся. В этих боях рассчитался за все свои ранения. Смотреть на это зверьё нечего!..»
Несколько писем Мария Павловна получила из Иванова, где сын лечился в госпитале.
«Здравствуй, мама! Вчера мне исполнился 21 год. Как будто и прожито немного, а сколько испытаний! Большие изменения делает война в характере, во взаимоотношениях и во взглядах на жизнь. Хотя и молод, а чувствую себя уже пожилым человеком».
В 1943 году Владимир получил новое назначение.
«...бои, бои, которые не смолкают вообще. Уже 20 дней подряд идут бои, чувствуется усталость, но ведь без этого нельзя. В общем, условия самые фронтовые. 1 сентября 1943 г. Высылаю вырезку из газеты с приказом о моём награждении».
В сентябре же Владимир Камшилов был награждён вторым орденом Красной Звезды.
Его часть миновала Смоленщину и вышла с упорными боями в Беларуссию.
«Здравствуй, мама! Нет ни минуты отдыха – идут ожесточённые бои, в ходе которых немец вынужден откатываться по нескольку километров в сутки. По пути отступления враг оставляет много сожжённых населённых пунктов. Зверства исключительные: сжигают деревни вместе с жителями. Население переживает большие трудности... По-прежнему живу в обстановке наступательных боёв. Подходим к крупному белорусскому городу, и поэтому бои сильные и упорные. Ну, а как ты живёшь, мама? Что у тебя нового? Привет всем. Твой Владимир».
Это было его предпоследнее письмо. В последнем он поздравил маму с праздником 7 ноября, пожелал много хорошего. Рассказал о себе.
«Дорогая, мама! На горизонте вновь бои. Но я немного отдохнул. Последние три месяца взяли много здоровья, в особенности в смысле нервного состояния. Ты, мама, только сильно не беспокойся. До свидания, Твой Владимир. 6 ноября 1943 года».
12 ноября в боях за освобождение деревни Ковалёво Владимир был убит. В окно дома, занятого нашими бойцами, влетела взрывная пуля. Она попала ему в затылок. Он упал сразу и даже не вскрикнул. Друзья отомстили за него. Танкисты уничтожили немецкий обоз. Лошадей, машин и фашистов у деревни было так много! За друга своего танкисты давили немцев гусеницами, расстреливали из пулемётов.
И ещё одно письмо получила вскоре Мария Павловна. Было оно от Володиного сослуживца – майора Полищука:
«Добрый день, Мария Павловна. Сочувствую и понимаю, как вам тяжело. Володя похоронен в двух километрах южнее д. Ковалёво, в 17 километрах от Витебска, на полянке. С ним рядом ещё четыре солдата. Все его документы и два ордена сданы в штаб... Я часто его вспоминаю».
Володе Камшилову было чуть больше 20 лет, совсем молодой паренёк. Между тем это был смелый и мужественный человек, дважды награждённый за боевые заслуги орденом Красной Звезды. Он любил жизнь и хотел жить, но война эту жизнь прервала.