Медиакарта
23:57 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Торговля по правилам и без

Ещё несколько лет назад мы покупали продукты на рынке, толкаясь в очередях, а продуктовых магазинов с широким ассортиментом можно было пересчитать по пальцам. Открывшиеся в посёлке магазины самообслуживания, возросшая конкуренция позволяют выбирать торговые точки с наиболее приемлемыми ценами на продукты питания. Растёт ли вместе с этим качество обслуживания?

Это очень хорошо, что в посёлке появились магазины самообслуживания: работают до позднего вечера, товар перед тобой, можно изучить этикетку, проверить срок годности, уже не приходится на слово верить продавцу, – рассказывает жительница райцентра Светлана Ампилогова. – Захожу чаще всего в те торговые точки, которые расположены по пути домой. В моём случае – это «Фаворит». Здесь и удобная автомобильная парковка, выдают дисконтные карты, можно рассчитываться пластиковой картой. Экономится время. Я ухожу из тех магазинов, где очередь к продавцу. Мой первый критерий в отборе магазина, где покупаются продукты питания, – это чистота и вежливость сотрудников. Впервые зашла в «Монетку» и стала свидетелем конфликта кассира с покупателем, цена на витрине не соответствовала стоимости товара в чеке. Объясняли тем, что ценник не успели поменять. Пропадает желание посещать магазины, где на витрине лежат гнилые фрукты и овощи, как, например, в «Магните». У покупателя всегда есть выбор. Если люди не будут брать продукты, у которых нетоварный вид, то предприниматели не будут выставлять их в торговых залах. На прилавках можно встретить молоко с завтрашней датой изготовления на упаковке. Это, конечно, нарушение производителя продукции, но магазины тоже должны нести ответственность.

Это высказывание покупательницы выражает мнение многих голышмановцев об организации торговли в магазинах самообслуживания. В числе замечаний также тесные торговые залы и неграмотная выкладка товара.

Занимаясь подготовкой материала, обошла несколько торговых точек. В супермаркете «Мэри» на пакетах с печеньем, фасованных в этом магазине, на этикетке кроме цены лишь дата фасовки, такая же история с замороженными полуфабрикатами. Какое мясо в составе котлет? Когда их изготовили? Ответы на эти вопросы, глядя на упаковку, я не получила.

Товаровед этого торгового предприятия Валентина Васильевна Храмова объяснила так:

Мы приобретаем с базы только свежую продукцию, закупаем огромную партию на двести тысяч рублей. Чтобы товар не лежал на складе и чтобы не тратить много времени на внесение сведений в компьютер, мы выдаём на этикетках минимум информации. Срок реализации кондитерских изделий три месяца со дня изготовления, так что можете быть уверены – товар у нас свежий.

Но ведь заверения товароведа к «делу не пришьёшь». Убедилась в этом на собственном примере – не так давно приобрела в «Мэри» пакет печенья с прогорклым запахом и вкусом.

Да, такие случаи бывают, – поясняет В.В. Храмова. – Попадётся нечестный поставщик, заклеит старую этикетку новой, перепишет сроки изготовления, и в результате на прилавке появляется некачественный товар. Выходит, если торговую фирму обманул поставщик, то она может без зазрения совести в свою очередь обманывать покупателей?

В магазине «Фаворит» обратила внимание на замороженную курицу с наклеенными друг на друга этикетками. За разъяснением обратилась к ответственному лицу. Работница отказалась представиться. Но всё же объяснила, что первая этикетка – от производителя, там указан срок изготовления и упаковки продукта, а на магазинной этикетке – лишь дата вторичной упаковки, и ориентироваться при покупке, по уверениям сотрудницы «Фаворита», нужно именно на магазинный ярлык. Мне в руки попалась птица, которая была изготовлена в январе, а в магазине упакована только в марте. Срок годности замороженной птицы три месяца со дня изготовления.

В этом же магазине часто продают замороженных куриц, которые были произведены как охлаждённые. Я поинтересовалась в магазине, не противоречат ли подобные «превращения» правилам торговли. По мнению продавцов, в этом нет ничего предосудительного, срок годности у охлаждённой курицы пара суток, и, чтобы непроданный товар не пропал, птицу замораживают в обычной морозильной камере.

И предприятие не в убытке, и покупатели ещё ни разу не жаловались на качество, – уверяют продавцы.

Среди торговых предприятий посёлка «Магнит» популярен у голышмановцев низкими ценами на свои товары. Головной офис компании «Магнит» находится в городе Краснодаре, в Тюменской области открыто около тридцати магазинов. «Магнит» относит себя к категории «магазин у дома», предоставляя продукты первой необходимости.

Покупатели высказывают мнение, что нам на периферию свозят товар, который не раскупили в городских представительствах вашей сети, отсюда и цены низкие. Так ли это? – с таким вопросом я обратилась к директору магазина В.В. Шуранову.

У нашей компании большая сеть по всей стране, – рассказывает руководитель. – Продукты с заводов-изготовителей направляются на распределительные центры, а от них – сразу в магазины. У предприятия имеется собственный транспорт для перевозки продуктов, это тоже снижает затраты. Наш товар доходит до потребителя без посредников, к тому же компания имеет собственные заводы-изготовители, которые делают товар только для сети магазинов «Магнит». Перевозить товар из одного магазина в другой невыгодно. У нас самый дорогой товар – коньяк, а макаронные и хлебобулочные изделия стоят по двадцать рублей. И если мы будем возить их из одного магазина в другой, насколько поднимется их цена?

Сегодня в торговом зале видела в коробках гнилые помидоры, – заметила я.

Летом, осенью таких проблем нет, зимой работать с этим видом товара сложно – подмерзает, быстро портится, – отреагировал директор «Магнита». – Овощи и фрукты поставляются в магазин ежедневно, мы их не складируем, не тратим время на переборку, выносим сразу в торговый зал, чтобы продукция как можно быстрее дошла до покупателя. В дальнейшем сотрудник перебирает плоды согласно технологическому процессу, всё расписано по часам.

Свои наблюдения в магазинах самообслуживания я обсудила со специалистами торговли и технологами. И мне сказали, что во всех приведённых случаях налицо грубое нарушение правил торговли и норм ГОСТа. Существует утверждённая Министерством торговли форма обязательной информации, которую должны нести ценники, этикетки и ярлыки. Это касается и продуктов, которые продаются на развес. Кроме стоимости товара и сроков изготовления ценник должен содержать информацию о составе продукта, сроках его изготовления и годности. В соответствии со стандартами маркировки и упаковки на товаре должна находиться информация от фирмы производителя с датой изготовления, фасовки и сроком годности. Магазинный ценник не должен прятать под собой информацию завода-изготовителя. Непригодные для употребления продовольственные товары ни в коем случае не должны доходить до прилавка магазина, продавец обязан проверить продукт на цвет, запах и вкус – товар с неустраняемым дефектом не может быть допущен к реализации. Меня не зря насторожил случай с «охлаждённой-замороженной» курицей. Мясо животных имеет чёткую классификацию по термическому состоянию: охлаждённое, замороженное и глубокой заморозки. Абсолютно недопустимо продавать охлаждённую курицу в замороженном виде. Скорее всего такая курица попадёт на стол покупателя испорченной. На заводах мясо птицы замораживают при определённых технологических условиях, в бытовой морозильной камере их не выдержать. У птицы процесс гниения начинается с кости, и визуально невозможно определить, какого она качества.

Права потребителя призван защищать территориальный отдел Роспотребнадзора. По словам исполняющего обязанности руководителя этой службы С.С. Гумённого, в месяц поступает до десяти жалоб на нарушение правил торговли, и, пожалуй, нет такого магазина, к которому не было бы у покупателей претензий. Но в большинстве своём заявления устные, а по ним специалисты надзорного органа на проверки не выезжают. Среди жалоб есть претензии по несовпадению цены на ценнике и в чеке, жалуются на торговлю продукцией с истекшим сроком годности, есть нарекания на грубость продавцов.

По закону Роспотребнадзор может проводить проверки только по письменным заявлениям на тот вид товара, который указан в обращении. Плановый выход в магазин проверяющие вправе сделать лишь раз в три года. Магазин открыть сегодня проще-простого, нужно лишь уведомить об этом Роспотребнадзор, а соответствует ли помещение санитарным нормам и требованиям торговли, никто не проверяет. Получается, что в нашем случае лучший контролёр – это совесть продавцов и владельцев магазинов. С.С. Гумённый призывает потребителей бороться за свои права: обо всех фактах нарушения сообщать в Роспотребнадзор, а также хозяину магазина, сдавать некачественный товар обратно, пользоваться книгой жалоб. Скоро в посёлке будет построен ещё один «маркет», а значит, конкуренция в сфере торговли возрастёт ещё больше. Владельцы магазинов , чтобы иметь доходы, вынуждены будут бороться за покупателя качественным и честным обслуживанием.

Наталья Гладковская

Фото Екатерины кадочниковой