Медиакарта
10:12 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Рок-н-ролл в Сибири жив

Рок-н-ролл в Сибири жив
11:47 | 13 апреля 2011
Источник:

Всемирный день рок-н-ролла планета отмечает 13 апреля. Родившись в США в середине 50-х годов прошлого века, он быстро не только завоевал, но и изменил мир. У нас в Тюмени все это было позже. Но было. И 12 апреля тюменские поклонники рока отметят 25-летие явления тюменского рок-н-ролла.

О том, что произошло в тот день и как это событие отразилось на жизни нашего города, мы говорим с легендарным тюменским рокером Аркадием КУЗНЕЦОВЫМ.

Успех и его последствия

– Аркадий, почему отсчет идет с этой даты, что в том далеком 1986 году произошло?

– В тот апрельский день в Тюменском госуниверситете в актовом зале состоялся первый концерт рок-группы «Инструкция по выживанию». Впервые авторы и исполнители рока были тюменцы.

– Это выступление было санкционированным? О нем знали руководство вуза, партком, комитет комсомола?

– Конечно, знали. До этого события почти год существовал в университете созданный Мирославом Немировым рок-клуб. И наше выступление было как отчет о проделанной работе. Но, чтобы концерт состоялся, мы придумали ход – это был спектакль, обличающий буржуазную музыку. В течение двух часов мы должны были показать историю рок-н-ролла от 50-х до 80-х годов. Сочинили для этого три десятка песен разных стилей и направлений.

– А тексты песен были обличающими «загнивающий Запад»?

– Нет, они отражали чувства молодых людей: любовь, отчуждение, радость.

– И как ваше явление встретила публика?

– Честно говоря, мы сами не ожидали ни такого успеха, ни таких последствий. У нас же тогда было принято на концертах тихонько сидеть, слушать и аплодировать. А тут мы впервые столкнулись с тем, что люди активно стали выражать свои эмоции – вскакивать со своих мест, прыгать, визжать, размахивать руками. Кто-то даже вызвал наряд милиции. Но, по-моему, стражи порядка не поверили своим глазам и ретировались. Все это вместе взятое породило массу разговоров, слухов по всему городу. После этого нас «пропесочили» на заседании комитета комсомола, обвинив во всех смертных грехах. И, естественно, интерес к нам проявили органы госбезопасности.

– И чем весь этот шум закончился, ваш рок-клуб закрыли?

– Нет, время уже было другое. Внимание со стороны КГБ даже пошло нам на пользу. Клубу выделили помещение в ДК «Строитель», руководствуясь, как мне кажется, тем принципом, что будет спокойнее, если мы окажемся под присмотром. На мой взгляд, эти годы – с 1986 до 1989 – были самыми интересными. Это был звездный час рока. По всему Советскому Союзу происходили фестивали, организованные комсомолом. В 1986 году мы съездили в Свердловск, потом были Москва, Ростов, Киев, Новосибирск, Барнаул. Тюмень стала известна поклонникам рока. Правда, некоторых главных участников апрельских событий судьба разбросала. Уехал на Север Мирослав Немиров, некоторых ребят призвали в армию. Но пришли новые силы, например, Роман Неумоев, внук нашего тюменского ветерана-фронтовика Героя Советского Союза Якова Неумоева.

Творчество было спасением

– Вы выступали в разных группах. С чем это связано, коллективы распадались?

– Скорее, создавались. Дело в том, что «Инструкция по выживанию» – это была формация. Появлялась у кого-нибудь идея, и под ее воплощение создавалась группа. Так родились «Культурная революция», «Чернозем», «Кооператив Ништяк». Скажем, группа «Инструкция по выживанию» исполняла песни Романа Неумоева и Мирослава Немирова. «Культурная революция» пела сочинения Артура Строкова. Такая модель, между прочим, – изобретение мирового уровня. Шел постоянный творческий поиск, в каждой группе были свои манера, стиль, характер звучания. Соответственно, музыканты менялись, в одной группе, допустим, человек мог играть на бас-гитаре, в другой – на гитаре или на барабанах.

– Чем, как вы считаете, вызвано появление рок-н-ролла в Тюмени – общество созрело, эпоха сменилась, таланты прорезались?

– Думаю, что тогда, в середине 80-х, всем хотелось перемен. А когда начались эти перемены, возникла потребность понять, что вокруг происходит, и необходимость найти свой язык, чтобы это объяснить другим. Рок-н-ролл для этого был идеальной формой – взял гитару, сотворил и спел.

– Вы хотите сказать, что это можно было сделать свободно?

– Многие сегодня задают подобные вопросы. Недавно приезжали из Польши поклонники сибирской волны в роке, спрашивали, как вы могли творить, выступать, если на вас власти постоянно жали. Лично я этого не замечал. Жмет людей и просто окружающая действительность – зима, к примеру. Сказать, что кто-то категорически запрещал нам заниматься творчеством, не могу. Если было у кого-то желание высказаться, говорили. Другое дело, что мы не могли найти общего языка с теми, кто культуру курировал. Это больше всего раздражало. Нас они считали антисоветчиками, разрушителями, хотя нам казалось, что мы – созидатели.

– Рок-н-роллом в то время увлекались студенты?

– В основном студенты. Но мы говорили с гордостью во время споров с начальниками от культуры, что у нас есть рабочая молодежь и даже один кандидат в члены КПСС. А вообще рок, это тогда сверхактуально было. Все хотели в этом участвовать: и джазмены, и художники, и фотомодели – все.

– А что было потом и что происходит сейчас? Рок-н-ролл умер?

– Что вы! И сейчас живет. За 25 лет было много разных периодов. Иногда мы думали, что стоим на вершине успеха, затем шли резкие провалы, когда казалось, что это никому не нужно. И снова начинался подъем. Сейчас рок переживает не самые лучшие, но и не самые худшие времена. Есть клубы, где можно выступать. Аппаратура хорошая. Проще реализовать свои задумки – не надо объяснять, что ты хотел сказать тем или иным текстом. Почти каждый год выходят новые альбомы с нашим участием. Сколько всего вышло, не могу точно сказать. Не меньше 20 – это точно. Мечтаю как-то собрать все. Пока не получается.

– Песни ваших групп как-то привязаны к Тюмени?

– Мы никогда не замыкались на регионе, чувствовали себя людьми мира. Хотя одна из первых песен была о нашем городе, со строчкой «Тюмень происходит от слова «темно».

– Аркадий, бытует такое мнение, что рок – это пьянство, наркотики, грубость. Насколько это соответствует действительности?

– У Омара Хайяма недавно прочел четверостишие, смысл которого в том, что в душе у каждого человека находится и рай, и ад. Все зависит от самого человека, а не от того, какой музыкой он занимается. Мы недавно с ребятами говорили на эту тему и пришли к выводу, что для многих из нас творчество было спасением, не было бы его – сгинули бы уже давно.

– Не утихают споры о том, что настоящий рок должен быть гражданственным, социальным, протестным. Вы с этим согласны?

– На мой взгляд, рок-н-ролл не протест. Это живая реакция организма на происходящее, позиция человека по отношению к действительности. Есть потребность ее высказать – говори! При чем здесь музыкальное направление? Может человек выйти с гармошкой и протестную частушку спеть.

– Как будете отмечать 25-летие «Инструкции по выживанию»?

– Соберемся в одном из наших тюменских клубов. Будет вечеринка для своих. Еще раз покажем, что наше сообщество существует, а значит, и рок-н-рол в Тюмени жив.

ДОСЬЕ

Аркадий Кузнецов родился в 1969 году. Гитарист, вокалист, автор и исполнитель множества песен. Один из создателей и активных участников рок-движения в Тюмени. Выступал в таких известных далеко за пределами нашей области рок-группах, как «Инструкция по выживанию», «Культурная революция», «Чернозем», «Гражданская Оборона». До сих пор участвует в различных концертах, фестивалях, проходящих в регионе, в России, странах СНГ. Работает журналистом в одной из областных газет.

ФАКТ

На историческом концерте 12 апреля 1986 года группа «Инструкция по выживанию» выступила в составе:

  • Аркадий Кузнецов – гитара, вокал,

  • Игорь Жевтун – гитара, вокал,

  • Евгений Кузнецов – барабаны,

  • Герман Безруков – гитара,

  • Дмитрий Шевчук – бас-гитара.

Юрий ПАХОТИН

«АИФ»-ОПРОС

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О «ТЮМЕНСКОМ РОКЕ»?

Христина Ересько, аспирант Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН: «Я восхищаюсь рокерами этой волны, ведь 25 лет назад ребята являли собой оппозицию, добивались признания в тяжелых условиях. В настоящее время сняты запреты – потерян кайф, ушли в прошлое перезаписанные-пережеванные аудиокассеты, на смену андеграундному «Белому Коту» давно пришли уютные клубные сцены с мягкими зонами. «Ни ноты без банкноты», «Деньги в руки – будут звуки» – вот новые лозунги «рок-музыкантов», опустившихся до уровня дешевых «кабачников», хотя их можно понять – цены растут, в стране кризис.

Быть может, рок-н-ролл действительно мертв. Я все равно буду всегда его любить».

Марат Аглиулин, студент ТюмГУ: «Слушаю «Инструкцию» и «Чернозем» фрагментарно, «Г.О.» – несколько углубленнее. Это самые известные представители самобытного «сибирского» ответвления советского и постсоветского рока».

Татьяна Ревякина, студентка ТюмГУ: «Знаю об этих группах, но не слушаю их».

Артем Долгих, абитуриент: «Из «Инструкции по выживанию» слушал только один альбом на кассете, концертную запись. Очень нравится песня «Северная страна». «Гражданскую Оборону» слушал в подростковом возрасте, сейчас меньше. Очень интересные, самобытные группы, на мой взгляд. Еще из тюменских групп «Нева» нравится».

Опрос провела Ольга КУЗНЕЦОВА