Медиакарта
20:45 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Напрасные хлопоты поколения «кинутых»

Напрасные хлопоты поколения «кинутых»
10:19 | 15 апреля 2011
Источник:

Александр ПАРАМОНОВ /фото автора/

Кто из нас, кому за сорок, не помнит многообещающие перестроечные времена и один из символов тех лет – ваучеры. Что уж скрывать, надеждой в одночасье заиметь две «Волги» в обмен на чубайсовскую бумажку с нарисованными на ней 10 000 рублями тешились тогда многие…

И понёс наш доверчивый народ заветные приватизационные чеки в различные компании и инвестиционные фонды. Но многие ли получили хотя бы частицу того, на что надеялись?

– По своему советскому мышлению, воспитанные на принципе «человек человеку друг, товарищ и брат», мы не были готовы к рыночным отношениям с их теневой стороной, когда бал правят чистоган, ложь и подлоги, – рассказывает пенсионерка Ия Белоглазова.

Ия Васильевна вспоминает, как в начале девяностых заводоуковская районная газета, в то время «Советское Зауралье», разместила объявление представителя компании ЧИФ «Гермес». И потянулись заводоуковцы сдавать свои ваучеры в обмен на акции компании, сулившей сказочные дивиденды, или, по-русски говоря, золотые горы. И ведь не была пенсионерка Белоглазова малограмотной иль совсем уж наивной (до выхода на пенсию работала в Южных электросетях начальником отдела сбыта), но, поди ж ты, безоговорочно понесла по указанному в объявлении адресу три ваучера: дочери, сына и свой. Муж, тот дальновиднее поступил: сдал свою ценную бумагу на своё же предприятие – машиностроительный завод, получал потом приличные дивиденды.

– А нам компания через год выплатила на каждую приобретённую у неё акцию, смешно даже говорить, – по одному, правда, деноминированному рублю. Я получила 24 рубля, добавила к ним шесть и купила вдобавок акцию «Гермес-Союза», шибко расхваливающего тогда свои прибыли, – вновь делится пережитым Ия Васильевна.

Да и как ей и другим, оставшимся, как затем выяснилось, «на бобах», не переживать. В своё время, привлекая деньги, фонд подробно расписывал, совладельцами каких крутых предприятий являются акционеры «Гермеса». Начиная от нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, машиностроительных и лесопромышленных и завершая баснословно богатым московским рестораном «Метрополь» – всего 22 предприятия плюс вложение части капитала в акции ряда коммерческих банков. Значился в этом списке, внушающем если уж не священный трепет, то надежду на лучшее будущее, и Заводоуковский спиртоводочный завод. Кстати, от пребывающего тогда в экономической эйфории, но подкошенного затем дефолтом и конкурентами, ныне толку от него всё равно, что от незахороненного трупа. Однако на тот момент перспективы перед акционерами рисовались самые радужные. «Слияние промышленного и финансового капитала в рамках единой структуры обеспечивает устойчивость и безопасность вложений акционеров и приводит к курсовому росту акций фонда» – черным по белому было напечатано и растиражировано для сведения всякого сомневающегося в правильности избранного им пути к своему материальному благополучию.

То на словах. На деле же и без того жидкий ручеёк выплат по акциям совершенно иссяк к 2000 году. Странно всё это. «Нулевые» считаются у нас годами экономического подъёма. Между тем, начиная с 2001-го и по 2008-й (далее документального подтверждения не имею), в соответствии с решением общих собраний акционеров дивиденды не объявлялись. Да вряд ли было что-то объявлено и после 2008-го: кризис, господа!

В общем, последнюю выплату И. Белоглазовой «Гермес» отправил по почте семь лет назад – 78 рублей, а затем сменил прописку, перебравшись в Санкт-Петербург. Несколько раз менялось и название инвестиционного фонда, сегодня это «Объединённый региональный регистратор «Веста», однако у руля ЧИФа неизменно остаётся один и тот же человек. Немало накопилось к нему вопросов у пенсионерки Белоглазовой и у других, посчитавших себя обманутыми, заводоуковских вкладчиков, насчитывающих в своих рядах 273 человека.

Объединившись, они создали инициативную группу для обращения в компетентные инстанции. Полетели письма в Тюмень, Санкт-Петербург, Москву… Так, в заявлении главному федеральному инспектору по Тюменской области и в жалобе, направленной в областную прокуратуру, в частности, сказано: «Считаем, что наши деньги стояли у истоков накопления компанией нынешних капиталов. Компания обязана выкупить у нас свои акции по цене на ноябрь 2010 года, выплатить нам дивиденды за все годы, начиная с 2000-го. Но в Тюменском филиале компании приобретают акции по цене 20 рублей. Это издевательство! Неужели ваучер в 2010 году стал стоить 8 рублей? Но именно так нам говорят в компании. Многие из обманутых, а их немало и в других районах юга области, не присоединяются к нам, считая, что в нашем государстве правды не добиться. И всё-таки мы верим, что виновных в афере ХХ века можно и надо привлечь к суду». Конец цитаты.

Суть ответов из вышеупомянутых двух ведомств, а также из Федеральной службы по финансовым рынкам России примерно одна и заключается в следующем. В соответствии с действующим законодательством РФ, никто (в том числе правоохранительные, государственные органы и их должностные лица) не вправе обязать акционерное общество принять решение о выплате дивидендов, если общим собранием акционеров принято решение дивиденды не выплачивать. По этой же причине невозможно выплатить дивиденды в большем размере, чем он определён на собрании.

Правда, заявителям по поводу нарушения их прав ЧИФом «Гермес» рекомендовано обратиться в Арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Но город Санкт-Петербург – это вам не Вологда, которая во-о-на где, это куда дальше. Это траты на дорогу туда и обратно, проживание в столичном городе, где их никто не ждёт, это, наконец, физические и нервные перегрузки, что для людей пенсионного возраста само по себе чревато. Да и никакой ясности, в чью пользу суд обернётся. Честное слово, я бы отступился. Но Ия Васильевна Белоглазова и её сотоварищи по несчастью, видимо, всё так же горят желанием восстановить справедливость. Во всяком случае она попросила найти для неё в Интернете адрес Арбитражного суда города С.-Петербурга. А ещё вдруг поинтересовалась, нет ли у меня знакомых в Заводоуковском филиале Уральского института коммерции и права? Вот уж кто-кто, но данное учреждение, пусть и с правовым уклоном, в их деле совсем не помощник, подумалось мне, но всё же спросил: зачем ей это надо?

– Хочу предложить какому-нибудь башковитому студенту или доценту тему для диссертации: как в нашем государстве люди, не имеющие ни чести, ни на грош совести, спокойно облапошили нас, – на полном серьёзе ответила она.

А что. Найдётся такой «башковитый», высветит, опишет подноготную неправедных дел, сотворённых «Гермесом» и подобными ему компаниями, глядишь, тысячи и тысячи обиженных и «кинутых» поимеют моральное хотя бы удовлетворение. Не то, конечно, приобретение взамен обещанных капиталов, но, как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок.