Медиакарта
10:32 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Всю жизнь на передовой труда

Трудно поверить в то, что ветеран труда, труженик тыла в годы Великой Отечественной войны, в прошлом начальник Голышмановского караула пожарного отряда Алексей Иудович Ширшов уже перешагнул восьмидесятилетний рубеж. Ещё горделива его осанка, тверда рука. Великую Отечественную войну Алексей Ширшов встретил одиннадцатилетним подростком. Как только его отца призвали на фронт, бровановский мальчишка встал в поле на его место. Был проводничим на конной косилке: следил, чтобы лошади хлеба не топтали, следовали нужным путем. От работы Алексей не бегал, что скажут то и делал.

Урожаи были плохие, потому что пахать было не на чем. Крепких лошадей отправили на фронт, запрягал коров и быков, а на них можно было только боронить, – вспоминает те годы Алексей Иудович. – Жил в войну с матерью и сестрой. Мама была знатной дояркой и телятницей, дважды за наградой ездила в Москву. Зимой мы с пацанами дрова заготавливали, а летом лен рвали, кору дуба драли для заготконторы. Жили голодно, но всё равно мы ходили по деревне собирали куриные яйца, другие продукты и отправляли на фронт. Мать после работы вечерами вязала рукавицы и носки для солдат. Отец с войны домой не вернулся. После писем с фронта, их можно пересчитать по пальцам, пришла в дом бумага, что он пропал без вести. Позже меня стали часто отправлять от колхоза на лесозаготовки, помню семь зим кряду провел в лесу и в соревнованиях колхозов по лесозаготовкам занял первое место.

Получить образование Алексею Иудовичу так и не пришлось, учителем стала сама жизнь. Детская привязанность к лошадям со временем переросла в большую любовь к этим животным. Перебравшись на жительство в посёлок, Алексей устроился конюхом при нарсуде. На телеге, запряженной лошадьми, возил судью и секретаря на процессы в деревни.

Вот и представьте, до Ражево – тридцать километров, судья с секретарём сидят в кошёвке, я на беседке в фуфайке, – рассказывает А.И. Ширшов. – Так по всему району. Когда лошадей в суде ликвидировали, я перешел на работу в милицию – ухаживать за лошадьми на конюшне, на них участковые службу несли.

Вскоре и там на смену живой лошадиной силе пришли механические. А.И. Ширшова пригласили в пожарную часть, где он проработал 16 лет. Начинал бойцом караула.

Бывало, не успеешь с одного пожара приехать, как следующий вызов поступил. Тут же разворачиваешься и в другую деревню едешь. Иногда и пообедать некогда было, – продолжает Алексей Иудович. – Пожары тушили по всему району, в сёлах отделений не было. Раньше часто горели: из-за печей, старой электрической проводки. Приходилось и людей из огня вытаскивать: живых и мертвых. Всю пожарную науку постигал по книгам прямо в части, здесь же учились пользоваться оборудованием. За время работы машинный парк обновлялся не раз, осваивали новое вместе с начальниками.

Алексей Иудович сложа руки никогда не сидел – всю пожарную часть на зиму древесным топливом обеспечивал, когда старое здание дровами отапливалось. В лесу работал один: валил деревья, кряжевал. Мужикам оставалось только в поселок привезти и расколоть на дрова.

Алексей Ширшов и дома хозяйство вёл основательно, всегда двор был полон скотины, успевал и на продажу сено и дрова заготавливать. Сейчас у него во дворе только лошадь осталась.

Коней держать буду, пока силы хватит, – говорит ветеран. – Эти животные – мне единственная отрада сейчас. Постарел, овдовел, двух сыновей похоронил. Дочь живет в Кемеровской области, внуки – в Москве и Тюмени. Летом я запрягу лошадку и еду веники и мётлы вязать, отвожу на зерновые склады по деревням – там мётлы всегда нужны. Мне взамен зерно дают – это моей лошадке. Хороший транспорт – бензина не надо. Любитель я грибы и ягоды собирать: как с утра уеду – так допоздна. Потом варю варенье, компоты. Одному несладко, но руководство с бывшей работы к нам, ветеранам, относится внимательно, не забывает. Начальник Алексей Петрович Ножкин всегда с праздниками поздравит, чаю попить позовет. На любую просьбу откликнется, всегда поможет.

Внимание и забота окружающих дают ветерану силы жить дальше.

Наталья Гладковская

Фото Екатерины Кадочниковой

На фото: А. И. Ширшов