Во все времена сельская библиотека была и остаётся центром общественной жизни села, надёжным партнёром, несущим через печатное слово свет знаний и культуру. Сорокинская библиотека – не исключение.
По словам её директора Ирины Михайловны Печеневой, книжный фонд насчитывает не один десяток литературы. Это художественная, справочная, отраслевая литература на любой вкус и для любого возраста. Есть и читатели, любители проводить время за чтением книг, которых более тысячи шестисот. Однако, несмотря на возросшие возможности современных библиотек, возникает проблема – дети и юношество перестают интересоваться книгами, чтением их, и, как отмечают специалисты, во многих случаях виноваты компьютеры и всемогущий Интернет.
«Когда-то мы были самой читающей страной в мире, а наших детей книгу в руки взять не заставишь!» - жалуются родители. «Дети перестали читать, падает уровень грамотности и успеваемости в целом», - разводят руками учителя. «Даже самые способные ученики признаются, что читают только книги из школьной программы и только ради положительной оценки, а сам процесс чтения вызывает у них скуку», - констатируют психологи. Что же делать?
- Мы часто проводим различные мероприятия: викторины, конкурсы, игровые программы, литературные игры и вечера, - говорит Ирина Михайловна, - и впервые за 30 лет столкнулись с тем, что ребята текстов произведений известных классиков по школьной программе не знают. Они могут рассуждать, опираясь на знания, полученные во время уроков, из краткого содержания, с которым познакомились на сайтах всемирной паутины, в лучшем случае - из просмотра художественного фильма. Читают по программе единицы, более активно - старшеклассники школы N 2.
То, что дети перестали читать классическую литературу, потому что все сочинения и рефераты можно скачать в сети, ведёт к тотальной необ-разованности и бескультурью. А между тем ученик, погружаясь в художественный мир книги, знакомится с героями, их характерами, поступками, стремлениями, надеждами, узнаёт в ком–либо из них себя, черты своего характера, наблюдает за поведением героев, анализирует их мысли, слова, поступки, отношение к окружающим. Тем самым он проецирует подобные ситуации в свою жизнь, сравнивает с тем, как поступил бы сам, всегда ли ему удаётся оставаться на высоте, справился ли бы он с такими трудностями, случись они в его жизни... Таким образом, происходит осмысление поступков людей, человеческих отношений, законов бытия, анализ поведения героев, следовательно, происходит самоанализ. А это уже путь к самовоспитанию, к борьбе со своими недостатками. Книга расширяет кругозор, развивает ум, облагораживает душу, формирует личностное мировоззрение, тревожит сердце, дарит радость. Читая, ребёнок видит разные точки зрения на жизнь. Через классику он познаёт другое видение мира - великих писателей и учится жить. Литература приобщает его к прекрасному, доброму, чистому, светлому.
Если раньше для того, чтобы что-то узнать о животных, нужен был большой том Брема или другая литература, то сейчас можно обратиться к Интернету или к соответствующей телевизионной программе. Вместе с тем Интернет не может заменить библиотеки. Он таит в себе угрозу пресыщения неупорядоченной информацией, в которой немало хаотического, отсутствуют ограничения её состава, в том числе морального и политического характера. Обратите внимание, что ищет молодой человек в Интернете, чем он интересуется? Прежде всего - различными развлечениями, за информацией в пункт коллективного доступа в Интернет приходят единицы. Это уже взрослые люди и те люди, которые учатся в учебных заведениях очно или заочно.
Спору нет, приучить ребёнка к чтению в настоящее время непросто. И начинать родителям необходимо прежде всего с себя. Личный пример играет важнейшую роль. Если в доме нет книг, отсутствует библиотека, призывы к чтению будут казаться ребёнку, мягко говоря, лукавством с вашей стороны. Он просто не поверит, что читать - интересно и полезно. У нас есть примеры, когда чтением книг увлекаются целыми семьями, – это семья Хвостовых. Много читают бабушка, дедушка, мама, папа, их дети. И в этом заслуга, конечно же, взрослых, которые с малых лет смогли ненавязчиво привить любовь к книге. Другой пример – Андрей Масловец, он читает с детства, интересуется научно-популярной литературой, различными журналами - «Наука и жизнь», «Наука и религия» и многие другие.
В марте в библиотеке мы провели акцию под названием «Записался сам - приведи друга». Месяц закончился, а результатов нет. Читателей, живо интересующихся чтением, не прибавилось. В планах на будущее по привлечению в библиотеку детей и молодёжи значится много различных мероприятий. Летом в хорошую погоду развернём читальный зал прямо у фонтана. Если читатель не идёт к нам, то мы сами пойдём к нему. Планируем провести и столь популярную «Ночь в библиотеке».
Входящая в третье тысячелетие современная библиотека - это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив. Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. Специалисты сорокинской библиотеки ещё учатся работать по-новому, с привлечением современной техники и оборудования. Уже сегодня перед ними вся база читателей в электронном виде, весь книжный фонд. Они старательно осваивают книговыдачу.
Мы все самоучки в этом деле, порой приходится нелегко, - говорит И.Печенева, - но мы не пасуем перед трудностями и старательно осваиваем новые технологии. Мы должны идти в ногу со временем и быть интересными для наших читателей, иначе нельзя. Мы понимаем, что роль современной библиотеки многократно возрастает. И это налагает на нас определённые обязательства.
О поднятой проблеме можно говорить много и долго. Я предлагаю нашим читателям продолжить начатый мною разговор и высказать свои мнения на эту тему. Что по этому поводу думает молодёжь?
Елена КОРОЛЮК.