Медиакарта
16:49 | 14 августа 2020
Портал СМИ Тюменской области

Православная страница «БЛАГОВЕСТ»

Православная  страница «БЛАГОВЕСТ»
15:44 | 20 апреля 2011
Источник: Наша жизнь

Радость воскресения – через крест Господень

Человек был создан не для скорбей, не для страданий. «Мы получили бытие, чтобы благоденствовать, – говорит святитель Григорий Богослов, – и благоденствовали после того, как получили бытие. Нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив её, заслужить славу – дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы. Мы обольщены, потому что возбудили зависть; пали, потому что преступили закон (Слово 45 на святую Пасху. М. 184), не сохранили покорности и послушания Богу. За преслушание праотец наш изгнан из рая. За преслушание человек должен был испытать многоразличные скорби, болезни и печали и, наконец, подпал смерти (св. Феофила Антиохийского, кн. 2 «О вере», гл. 25).

С того времени земля сделалась для нас местом изгнания и страданий. Так грех для человеческого рода был источником слёз и рыданий, которые составляют теперь общий удел всех живущих на земле.

Не только временным бедствиям и страданиям подвергся человек через преступление Божественной заповеди, но оно удалило человека от Бога, сделало его чуждым вечной жизни и закрыло для него врата Царствия Небесного. До пришествия на землю Искупителя души грешников и праведников – все нисходили во ад. Но Господь не оставил человека в этом бедственном состоянии. По великому милосердию своему Он в предопределённое время сообщил человеческому роду через архангела Гавриила Благую весть о воплощении Бога Иисуса Христа (предстоящем рождении Богочеловека) для спасения рода человеческого от смерти и диавола (праздник Благовещения). Он много страдал и был распят на кресте, и Пречистою Своею кровию искупил нас и избавил от проклятия смерти, и воскресением Своим открыл вход в Царствие Небесное через исповедь, раскаяние, причащение, изменение жизни грешной в корне.

Однако Он не освободил учеников своих и верующих в него в этой земной жизни от скорбей и страданий. А наоборот, как Сам путём страданий и скорбей совершил дело нашего спасения и вошёл в славу Бога Отца, так и нам оставил пример, чтобы мы шли по следам Его (I посл. апостола Петра, 2,21). И заповедал нам: кто хочет идти за Мною, должен отвергнуть себя и взять крест свой и следовать за Мною (апостол Матфей, гл. 16, 24). И ещё: «И кто не берёт креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матфей, 10, 38).

Для человека принятие креста означает умерщвление плотских страстей, похотей, отвержение злых навыков, отчуждение от мирской суеты и удаление от всякого греха, и у него должно быть стремление проводить жизнь добродетельную, ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста. Нести крест – значит переносить всё, что заставляет скорбеть, что причиняет страдания; нести крест – значит терпеть всё. Взять крест свой – означает готовность к смерти за Христа: «умертвите земные члены ваши» (послание Колоссянам 3,5), так как Иисус Христос понёс все виды креста за нас. Вот что понёс Иисус Христос за нас, грешных: «С первых дней земной Своей жизни, от утробы рождшей Его Он возлюбил нищету». Он, будучи богат, обнищал ради Вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Коринфянам 8,9).

Какое место избрал Он, Создатель мира, при рождении Своём? Вертеп был для Него вместо дома, а ясли – вместо ложа; вместо царской порфиры – бедное рубище. Потом в ученики избрал самых ничтожных ( по мнению мира) людей – рыбаков. Он не имел места, где бы мог приклонить главу Свою, и потому говорил: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матфей 8,20). Он соболезновал немощам и падениям человеческим, а потому и плакал над погибшим Иерусалимом. Также, когда Лазарь, друг Его, умер – Он возмутился духом, поскорбел и прослезился так, что иудеи говорили: «Смотри, как Он любил его» (Иоанн 11,36). Он испил полную чашу бесчестия и поруганий: словам Его прекословили, наблюдали за Его делами и осуждали. Они называли Его льстецом, имеющим в себе беса, самарянином, хульником, безумно присваивающим Себе Божеское достоинство. Потому предвечную Божию премудрость вменили в буйство и безумие.

А над самою смертью Его издевались, над распятым, укрывше лицо Его. Били по ранам Его, ударяли по щекам, по изъязвленной от тернового венца голове. Он напоен был горьким питием – желчью и уксусом. Вот какую тяжесть испытало сердце Богочеловека, когда Он все грехи, сделанные каждым человеком от начала мира, принимал на Себя, чтобы истребить их; когда Он, непорочный агнец, который «не сделал никакого греха» (1 Петр 2,22), предавал себя как виновного ради всех греховных.

И среди вот таких ужасных страданий Сын Божий за жизнь мира предал, наконец, Дух свой Богу Отцу, «быв послушным даже до смерти» (К Филиппийцам 2,8).

Неделя перед самой Пасхой называется Страстной седмицей, а каждый день – Великим. В Великую пятницу вспоминаются Святые спасительные страсти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день – строгий пост. 24 апреля – Светлое Христово Воскресение, а за Пасхой – неделя Светлой седмицы (пост в среду и пятницу отменяется).

«Пасхальная радость есть святая радость, которой нет и не может быть равной на всей земле. Это нескончаемая вечная радость вечной жизни и блаженствия. Она и есть именно та радость, о которой сказал Сам Господь: «Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоанн 16,22).

Во всех храмах всю Светлую седмицу звонят в колокола, возвещающие о радости Воскресения Господня. И перед открытыми Царскими вратами в храмах стоит хлеб «артос», который в субботу Светлой седмицы раздают прихожанам (в текущем году это будет 30 апреля).

3 мая (вторник) – Радоница. Поминовение усопших.

Христос воскресе!

Желающие причаститься на Пасху могут исповедоваться в Великую среду (20 апреля) и Великий пяток (22 апреля) вечером в 17 часов.

В. БУЛЬБА,
прихожанка храма святителя Николая Чудотворца


Неканоническая православная икона

  • Нам подарили икону «Трилетствующая», на которой изображена девочка с цветочком. Люди, которые нам её подарили, сказали, что купили её в церкви и что она помогает исцелению от недугов, поскольку это изображение Божией Матери в детстве. Прошу рассказать, что это за икона.
    М. село Казанское

На вопрос отвечает настоятель храма Николая Чудотворца отец Вадим (Овчинников):
– Интересующее Вас изображение не является канонической православной иконой. В традиционной иконографии нашей церкви нет иконы Божией Матери «Трилетствующая». И с точки зрения самого иконографического типа она достаточно нетрадиционна, при этом совпадает не с православными каноническими образцами, а с искусством. Это скорее картинка, изображающая миловидную маленькую девочку с большими карими глазами, распущенными волосами, с непокрытой головой, в голубой тунике с гигантской белой лилией в правой руке. Иконой это изображение делают нимб и надписание, без них его было бы немудрено принять за портрет Дюймовочки или иного сказочного персонажа. Написана эта икона была недавно, иконографическим прототипом для неё послужила открытка, привезённая из Иерусалима.

Название иконы заимствовано из третьей песни второго канона праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм, где, в частности, поётся: «Трилетствующая телом, и многолетствующая духом, ширшая небес, и горних сил превысшая, да восхвалится песньми Богоневестная». Уже из этих слов видно, что даже в трёхлетнем возрасте Пресвятая Богородица – это для православного человека не просто большеглазое дитя с открытки. Иконография и песнопения праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм через богатую и сложную образную символику раскрывают величие и высоту подвига Матери Божией, перед духовной зрелостью которой в её раннем детстве склонились умудрённые годами иудеи-священнослужители.

Даже одеяния Богородицы на православных иконах символичны: она изображается в голубой тунике, символизирующей девственность, и, независимо от возраста, в красном мафории, символизирующем материнство, с покрытой головой (на иконах праздника Введения во храм Её изображают в чепчике).

Из всего символического арсенала иконографии Введения во храм в иконе «Трилетствующая» взята лишь голубая туника. А где же праведные Иоаким и Анна? Где девы со светильниками, сопровождающие святую отроковицу в храм? Где встречающий Мариам священник Захария, который, по преданию церкви, стал впоследствии отцом св. Иоанна Предтечи? Где лестница в пятнадцать высоких ступеней, которые маленькая Мариам так легко преодолела сама, без помощи взрослых взойдя на самый верх? Где вход в Святая Святых? Где ангел, питавший юную подвижицу?

Можно чтить Пресвятую Богородицу в любом образе, даже столь упрощённом и обеднённом. Быть может, для кого-то этот образ связан с важными религиозными переживаниями или же просто дорогими для него воспоминаниями, затрагивает какие-то чувствительные струны души. В этом нет греха. Нет его и в желании поделиться дорогими переживаниями и воспоминаниями с другими. Самыми разными путями люди приходят к вере. Главное, чтобы почитание Божией Матери, молитвенное обращение к Ней не сводилось лишь к умильному любованию и приобретению лубочных картинок в надежде на их чудодейственную силу. От дней Иоанна Крестителя доныне, как сказал Господь, Царство Небесное силою берётся (Мф. 11: 12). Чтобы достичь его, необходимо непрестанно прилагать усилия и сердца, и ума.

С другой стороны, какая нам нужда в новых экзотических образцах, неосвящённых традицией, когда у нас такая полнота благодати, данная как в древних иконах Пресвятой Богородицы, восходящих ещё к апостолу и евангелисту Луке, «Владимирской», «Донской». Из более поздних прославленных «Казанской», великой нашей святыне, до икон XX века, до «Державной» иконы Божией Матери, которая принята и прославлена всей православной церковью. Думаю, Пресвятой Богородице лучше молиться перед этими иконами.

Рисунок иконы взят на сайте: http://images.yandgx.ru

Страницу подготовила Светлана БЕССМЕЛЬЦЕВА