В Омутинском районе реализуют проект витаминизации школьного питания.
Под занавес совещания по реализации национального проекта «Образование», которое в Тюмени провел в конце февраля премьер Правительства России Владимир Путин, слово взяла министр социальной защиты Светлана Голикова. На это раз она изменила свойственной ей манере говорить четко и даже немного суховато. Потому что говорила она о здоровье наших школьников, а вернее, об отсутствии у них такового. И о том, что национальная задача дать качественное образование должна содержать в себе обязательнее условие - выпускники школ должны быть не только умными, но и здоровыми. Иначе, зачем огород городить…
В Омутинском районе постарались взглянуть на проблему здоровья школьников с необычной стороны. Городить здесь стали не огород, а одну за одной теплицы из сотового поликарбоната. В мае у нас снег далеко не редкость, и в сентябре уже белые мухи закружить могут. Продлить сезон живого свежего питания не так-то просто. Школьная теплица - вот выход. Как сказала директор одного из омутинских учебных заведений: «Теплица в школе - это клад». Если это действительно так, то в Тюменской области абсолютным чемпионом по такому «кладоискательству», безусловно, является глава Омутинского муниципального района Валерий Дмитриевич Шалабодов. По его инициативе половина крупных школ района имеет в своем распоряжение просторные поликарбонатные оранжереи.
В Омутинском районе единодушно утверждают, что появление в школах теплиц - заслуга именно главы района. Откуда такой энтузиазм?
- Ну, во-первых, - говорит Валерий Дмитриевич, - в этом нуждаются и школьники, и школы. У каждого учебного заведения есть участок земли, который они обрабатывают, выращивают там картофель, свеклу, морковь. Сами понимаете, в нашем климате вырастить ту же картошку еще можно, а вот с помидорами и огурцами уже сложнее. Деревенские школы нуждаются во многом, но теплица - это приоритет. Об этом сами директора говорят при каждой встрече. Конечно, сразу встает вопрос финансирования, но тут, как говорится, было бы желание. Тем более, что в Тюменской области организации питания школьников уделяют большое внимание и здоровая инициатива в этом деле находит понимание.
Как бы парадоксально это не звучало, но культуры живого витаминного питания на селе, увы, нет. Котлеты, пряники и сосиски в тесте не лучшим образом сказываются на самочувствии детей. В Омутинском районе поставили цель - улучшить питание детей. Каждый школьник должен получать в столовой достаточное количество овощей. В такой «борьбе за витамины» теплица - лучшее средство. И не только для организации питания. Живой огород под поликарбонатной крышей дает возможность детям изучать практические аспекты биологии. В теплице для учеников проходят практические занятия. Навыки работы здесь и терпению учат, и к живому доброе отношение формируют. Очень важно в современном мире хорошо знать геометрию и разбираться в компьютерах, но если ты деревенский житель, а с землей работать не научился, то грустно это.
- Мы не ставим цель, чтобы все сельские дети в агрономы пошли, - поясняет В.Д. Шалабодов. - Главное, чтобы воспитать у подрастающего поколения привычку к труду. Вот уж это в жизни всегда пригодится.
Активно поддерживает проект строительства в школах универсальных теплиц из поликарбоната начальник отдела образования Галина Александровна Осинцева.
- В нашем районе, - говорит она, - при каждой школе есть учебно-опытные участки, на которых дети изучают растениеводство. Для таких целей теплица - первый помощник. Первая появилась ко дню рождения Омутинской средней школы №1. Следом теплицами обзавелись Большекрасноярская, Журавлевская и Ситниковская школы… Дети, помимо здорового питания, обретают практические знания и навыки. Сегодня в школах, где есть теплицы, школьники получают по 450 граммов овощей в день, больше, чем прописано по нормативам. А так как это все выращено самостоятельно, обед обходится дешевле. Плюс к этому, школы имеют возможность излишки рассады продавать. Весь доход - в бюджет школы. Необходимо активней развивать в школах тепличное хозяйство, которое может приносить школе доход и обучать детей овощеводству, цветоводству и агробизнесу.
Одним словом, теплица для школы - ценное приобретение. А если бы это было не так, разве стали бы мы заказывать их еще?
Директор Большекрасноярской средней школы Тамара Алексеевна Шабанова.
- Теплица в нашей школе с 2008 года. Специалисты компании «Планта СМ» смонтировали ее за несколько дней. В прошлом году у нас был ранний урожай редиса и петрушки. Потом вырастили помидоры, огурцы, перец. Урожаи получаются отличные. Большая часть идет в столовую - на питание учеников. В нашей школе из 120 детей 98 получают бесплатные обеды. А излишки - те же цветы или петрушку - мы просто раздаем детям, для домашних палисадников и огородов. Воспитанники трудятся в теплице с удовольствием, но и ответственность чувствуют. За все время ни разу не было случаев хулиганства или воровства со школьного огорода.
Учитель биологии Журавлевской средней школы Алексей Иванович Левченко, заслуженный учитель РФ.
- В теплице с детьми я работаю немного, это приоритет учителя труда - он по образованию агроном. Но на уроках биологии мы проходим в теории то, что дети потом постигают на практике, работая на пришкольном участке. И то, что информация, полученная на уроках, может быть без- отлагательно проверена в деле - это просто замечательно.
Учитель труда Журавлевской средней школы Сергей Леонидович Кайнов.
- На пришкольном участке и в теплице дети работают с интересом. Такой труд им только в радость. Говорят, что заложено в детстве, человек пронесет через всю жизнь. Если так, то благодаря пришкольным теплицам омутинские школьники будут знать, что такое любовь к труду, земле, дарам природы.
Таисья СЕМЕНКОВА