Медиакарта
4:18 | 15 апреля 2021
Портал СМИ Тюменской области

Армянская трагедия. 96 лет спустя…

Армянская трагедия. 96 лет спустя…
10:45 | 22 апреля 2011

Тодор ВОИНСКИЙ /фото автора/

Тюменская областная общественная организация «Айастан», как и все армянские диаспоры мира, ежегодно 24 апреля отмечает День памяти жертв геноцида армян в Османской империи в 1915 году.

В этот день в разных странах армяне зажигают поминальные свечи, говорят и молчат о безвинно убиенных 96 лет назад соплеменниках. А на их исторической родине, в Армении, десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване. В армянских церквях всего мира проводятся траурные службы. Трагедия коснулась каждой семьи.

Историки рассказывают, что удар, нанесенный армянскому этносу младотурецким режимом весной-летом 1915 года, оказался беспрецедентным по своей катастрофичности, а дата24 апреля стала занимать особое место не только в истории геноцида армян, но и в целом в судьбе народа. В тот день в Константинополе начались массовые аресты представителей армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты. Произошло уничтожение целой плеяды виднейших деятелей национальной культуры, людей разных политических взглядов и профессий: писателей, артистов, музыкантов, учителей, врачей, юристов, журналистов, бизнесменов, политических и религиозных лидеров… Единственное, что их роднило – национальная принадлежность и положение в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами вплоть до конца мая (при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялось). Сведения об арестах и убийствах армянских лидеров начали поступать из провинций еще в феврале-марте, но именно с константинопольских событий началось полномасштабное уничтожение цвета армянской нации по всей стране. Так, в апреле-мае были арестованы армянские профессора и деятели культуры в Ване, в июне-июле того же года в Харпуте представители армянской интеллигенции первыми попали под удар геноцидальной машины. Целью акции было обезглавить армянство, лишить его даже малейшего шанса самоорганизоваться перед лицом опасности полного истребления.

Технология константинопольских арестов была продумана до мелочей и проводилась без лишнего шума: обычно приходил полицейский в штатском и просил хозяина дома последовать в участок «буквально на пять минут, чтобы ответить на несколько вопросов». К другим являлись ночью, поднимали из постели и прямо в пижаме и тапочках отвозили в центральную тюрьму города. Люди, как правило, никак не связанные с политикой и считающие себя лояльными поданными Осман- ской империи, и представить не могли, что их ожидает в ближайшем будущем. Были даже случаи, когда те, кого полицейские не застали дома, сами приходили в полицию, чтобы выяснить, отчего вдруг они понадобились властям. А арестованный 24 апреля доктор Тигран Аллахверди сам являлся членом партии младотурок, неоднократно организовывал акции по сбору средств и передавал в партийную кассу крупные суммы денег. Среди арестованных находился также профессор Тигран Келеджян, который всю жизнь преподавал в турецких учебных заведениях и издавал турецкоязычную газету «Сабах». Когда его доставили в лагерь для интернированных, он узнал в начальнике лагеря… одного из своих бывших учеников. Из 291 узника выжили лишь сорок человек. В их числе был и великий армянский композитор, музыковед, музыкальный этнограф, теоретик музыки, хормейстер и педагог Комитас (Согомон Согомонян). Его бесценные произведения были сожжены, а сам он был выслан в местность Чангер. На его глазах были зверски убиты Григор Зохраб, Даниель Варужан, сотни женщин и детей. Душа Комитаса не вынесла чудовищных испытаний, и он лишился рассудка – лучшие врачи до конца его жизни не смогли восстановить его память и нормальное душевное состояние. Умер он в 1935 году в Париже, а в 1936-м его прах был перевезен в Ереван и захоронен в пантеоне деятелей науки и искусства. В 2003 году в центре Парижа Комитасу был установлен памятник как символу геноцида армян в Турции.

В течение нескольких начальных недель геноцида в одном только Константинополе было арестовано около 800 видных армян, из которых уже к концу лета мало кто остался в живых. Всего в 1915-1923 годах в Западной Армении и других частях Османской империи в ходе того первого геноцида XX века, организованного и планомерно осуществленного младотурецкими правителями, было уничтожено 1,5 миллиона армян. А с учетом погибших вследствие чинившихся турецкими властями периодических погромов армян, начиная с конца XIX века, число жертв геноцида превысило два миллиона.

Боль потерь и утерянной родины неподвластна времени, она в душе каждого армянина и будет жить, пока живет сам армянский народ. Политика геноцида в отношении этого народа была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи.

После Второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968-м. «Россия всегда воспринимала боль и трагедию армянского народа как свою собственную, – говорил во время одного из посещений мемориального комплекса жертв геноцида Цицернакаберд в Ереване Владимир Путин. – Низко склоняем головы в память жертв геноцида армянского народа».

Признание Турцией факта геноцида армян в 1915-1923 годах имеет принципиальное значение для армянского народа. Вслед за этим следует признание его законного права на свои территории и материальную компенсацию за нанесенный ущерб и страдания. Видимо, человечество, считающее себя цивилизованным, рано или поздно должно к этому прийти.