Медиакарта
6:57 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Выходили и спасли

Выходили и спасли
13:39 | 22 апреля 2011

В годы войны было принято в район большое количество людей, эвакуированных из западных областей страны, где проходили военные действия, поэтому было дополнительно открыто шесть детских домов, где дети-сироты жили и учились.

2

Первый детский дом был открыт на базе Тобольского дома отдыха. Вот как рассказывал бывший в то время заместителем директора Дома отдыха Новопашин Александр Кузьмич.

С началом войны в доме отдыха разместились дети рабочих рыбной промышленности, эвакуированные из пионерского лагеря под Ленинградом. Работники Дома отдыха приветливо встречали детей из Ленинграда на речном вокзале. В Дом отдыха добирались пешком, вещи везли на лошадях (другого транспорта не было). Детей разместили в спальных корпусах, где были созданы условия для их нормальной жизни. В распоряжение ребят предоставили клуб, комнату отдыха, библиотеку, читальный зал. В столовой детей кормили разнообразной вкусной пищей квалифицированные повара А.М. Гречанина и Ч.И. Репина. Детей обеспечили теплой одеждой, обувью. Фельдшер Т.А. Волгина заботилась о здоровье детей, уделялось много внимания выполнению правил личной гигиены.

Дети по уровню знаний заметно опережали местных ровесников. Много читали художественной литературы, с увлечением занимались художественным творчеством, охотно помогали взрослым выращивать овощи и картофель. Директор Дома отдыха Е.С. Халин и его заместитель А.К. Новопашин всячески поощряли инициативу, самостоятельность, трудолюбие своих подопечных, старались заботой и лаской возместить горе, причинённое им войной.

На базе бывшего Ивановского монастыря был развёрнут детский дом. Учителя и воспитатели проявили поистине родительское отношение к детям-сиротам. Воспитатели Малюгина, Песетская, Шумилова, Подрезова и др. пользовались огромной любовью и доверием воспитанников.

Кроме того, детские дома были организованы в Абалаке, на базе Бишуринской и Байкаловской средних школ. Организован был детский дом на базе Верхнефилатовской школы.

Об этом доме нужно сказать особо. Дело в том, что в этот детский дом привезли детей из блокадного Ленинграда. Дети были крайне истощены, дистрофики - просто живые скелеты.

Когда они прибыли на пароходе из Тюмени в Тобольск, многие ребята не могли самостоятельно передвигаться, и их пришлось выносить с парохода на носилках. В первые дни пребывания их в детском доме некоторые не могли принимать пищу. Поэтому таким вводили раствор глюкозы внутривенно, готовили жидкие питательные смеси и вводили их в желудок через зонд.

Только благодаря большим стараниям медицинского и обслуживающего персонала детей удалось выходить и спасти.

Вот как описывает в своём письме спустя 60 лет бывший воспитанник этого детского дома Н. Лаврионов из Ленинграда: «В Верхнефилатово нас встречало много народу с пирогами, шаньгами и другими вкусными вещами. К детям с первых минут было проявлено столько тепла и сочувствия, что трудно передать словами. Прошло столько лет, но доброе отношение сибиряков к нам, ленинградским детям, не забыть».

От пережитого горя и сильных потрясений многие малыши не могли нормально есть и разговаривать, забыли, как их звать-величать. Ночами они громко кричали, плакали и в страшных снах звали, искали своих родителей.

Врач детского дома определял на глазок возраст детей, а воспитатели нарекали их новыми именами. Детдомовец И. Остяков из Свердловска вспоминает первый день жизни в детском доме: «Когда мы пришли в столовую, на столах стояли подносы с кусками белого хлеба! И директор детского дома объявил нам со слезами на глазах: «Дети! Ешьте, кто сколько может»... Мы сидели притихшие и не решались протянуть руки. Не верили...».

Жалость и сострадание переполняли сердца женщин, работавших в сиротских приютах. Слишком много скопилось там недетского горя, порой до отчаянного крика и тоски.

Терпеливо, с какой-то особой нежностью и любовью врачевали добрые нянечки, медсестры и воспитатели душевные раны мальчишек и девчонок, отогревали, как могли, их оледеневшие от горя сердца, чтобы только в вечно печальных глазах воспитанников хоть на мгновение мелькнула улыбка. Многие женщины приносили с собой продукты или зазывали ребятишек к себе домой, чтобы покормить их, согреть теплом родного очага.

В годы войны в детских домах работали люди особые. Слабые духом здесь долго не выдерживали. Работая с сиротами этой жёстокой поры, надо было отречься от всего: от дома, от семьи, себя на время позабыть. Эти маленькие страдальцы с пристальным вниманием требовали для себя полной самоотдачи от тех, кто работал с ними. Они остро реагировали на любую несправедливость и фальшь. И не нуждались в снисхождении и жалости. И сколько же надо было сил и мужества, чтобы воспитать одновременно тридцать-сорок отчаянных сорванцов, порой таких злых, колючих, резких, замкнуто-неприступных. И не случайно постановление Народного Комиссариата просвещения СССР год работы в детском доме в те годы приравнивало к двум годам общетрудового стажа. С утра и до ночи, а порой и дольше - когда было «Надо!» - работали сотрудники детских домов. После смены они оставались и ремонтировали помещения, шили одежду и стирали бельё, кололи дрова и топили для малышей баню. А ещё водили ребятишек в походы, а по вечерам читали сказки и пели колыбельные песни.

Просто война этих женщин сделала мамами для многих сирот. А ведь почти у каждой сотрудницы сиротского заведения на фронте были отец, муж, брат или сын. Кто-то из них уже успел получить «похоронку» или казённое письмо с уведомлением: «Пропал без вести». Не всякое сердце могло такое выдержать.

В военное лихолетье люди быстро седели, старились, рано становились сиротами и вдовами. Никого война не щадила, ранила глубоко, больно. Порой до смерти. И всё же свой святой долг перед страной сибирские женщины выполнили сполна. Судьбами многих тысяч спасённых сирот измеряется их материнский подвиг.

А взамен в большинстве своём остались без льгот, наград и достойных пенсий. Словно не они собой заслонили от гибельного молоха войны, сберегли-сохранили самое дорогое своей страны - её детей! И теперь, по сути дела, сами стали такими же «подранками». Они умирают, уходят от нас, как солдаты, что свято выполнили на поле боя свой долг перед Отечеством.

В годы войны двадцать педагогов и воспитателей были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в том числе Садыков С.А., директор Иштаманской семилетней школы, Григорьева Е.И., заведующая районным отделом народного образования, Мунарева Н.Н., директор Санниковской школы, Григорьева Е.Е., заведующая Масловской школой.

3

Теги: , ПОБЕДА