11 марта в нашем районе состоялись первые электронные торги. За разъяснениями, как теперь по-новому проходят аукционы, на которых разыгрываются работы по благоустройству, строительству, поставке товаров, мы обратились к специалисту правового отдела Администрации района А.Н. Вагину.
– Алексей Николаевич, скажите, пожалуйста, какая главная цель электронных торгов?
– Электронные торги направлены на экономию бюджетных средств. Раньше, чтобы подать заявку на участие в аукционе, представители организаций и предприятий обязаны были приехать и привезти пакет документов комиссии при Администрации района. Необходимые документы рассматривались: какие-то организации допускались, какие-то отклонялись. Затем протокол с именами всех участников, их адресами и телефонами размещался на сайте, и до проведения торгов все заявившиеся могли между собой контактировать. Например, заявки подали 10-15 фирм, а непосредственно на сам аукцион являлась одна, которая и забирала разыгрываемый тендер по начальной максимальной цене. Это вызывало много вопросов. Почему остальные фирмы не явились? Для какой цели они тогда заявлялись на участие в аукционе? Можно предположить, что имел место сговор, а это уже коррупционная составляющая.
– Как проходит электронный аукцион?
– Заявка участника аукциона теперь состоит из двух частей. Сначала она попадает к оператору электронной площадки. Первая часть содержит согласие на выполнение разыгрываемых работ, вторая — имя и координаты участника, разрешительные документы. Оператор присваивает участнику номер. К нам он отправляет только первую часть заявки и присвоенный номер. Имена участников теперь неизвестны. Рассмотрев документы, комиссия принимает решение о допуске или отклонении, назначает дату торгов, оператор электронной площадки определяет время. Во время самого аукциона участники и члены комиссии со своих компьютеров под своими электронными подписями заходят в «аукционный зал», где проходит вся процедура. На торги даётся 10 минут, каждый должен сделать предложение. Снижение цены происходит пошагово. Если кто-то из участников понял, что снижать цену на данные работы больше не может, то он останавливается. Остальные продолжают торговать, пока не назовут наименьшую сумму. Кто это сделает – становится победителем.
– Каким образом вы узнаете имя победителя?
– В течение двух часов после окончания аукциона оператор электронной площадки присылает протокол, где мы видим имена всех участников, в том числе и победителя. Нам также высылаются пакеты правоустанавливающих и разрешительных документов, и вот тут начинается самое интересное. Если у победителя аукциона документы не соответствуют необходимым требованиям, мы его отклоняем, несмотря на то, что он дал самую маленькую сумму, а выигравшим признаётся участник, который назвал предпоследнюю цену. Для этого во время торгов, когда уже определена последняя цифра, остальным участникам дается ещё 10 минут, чтобы они улучшили своё ценовое предложение, которое не может быть ниже названной цены. В прошедшем аукционе разыгрывался тендер на строительство бытового помещения в Усть-Ламенской школе, участвовали две фирмы. Начальная цена была 600 тысяч рублей, они доторговались до 420 тысяч. Экономия 30 процентов – 180 тысяч рублей. Наименьшую цену дал участник №2 – он стал победителем. И необходимые документы, которые он предоставил, соответствуют всем требованиям.
– Первый аукцион прошёл без сбоев. А возможны ли при проведении электронных торгов непредвиденные ситуации?
– Всего в России функционируют пять электронных площадок. Мы размещаем свои заказы на площадках Россельторг и Сбербанк АСТ. Во время самого аукциона проблем не было. Конечно же, операторы электронных площадок следят за системой, чтобы она не давала сбой. Но бывают сложности в работе сайта. Это настораживает. В Тюмени недавно проходило совещание, вопросы задавали многие. Нам необходимо соблюдать сроки. Извещение об аукционе размещается на сайте в определённый день. А если мы не можем на него в это время зайти? На торги до трёх миллионов заявки принимаются в течение 7 дней. Если свыше этой суммы, то 20 дней. За нарушение сроков предусмотрены штрафы, и немаленькие. Кто документально подтвердит, что именно сегодня не работал сайт, когда на нас наложат взыскание контролирующие органы? Пока ответа нет.
– Не получится ли так, что в погоне за экономией бюджетных средств пострадает качество выполнения работ?
– На сегодня все работы оплачиваются по факту выполнения. Всё в силах заказчика, он имеет полное право не принимать некачественно выполненные работы. Также при каких-либо нарушениях те, кто выполняет работы, рискуют попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
Светлана Швецова