В последнее время в обществе всё чаще поднимаются вопросы о новой системе образования, которую планируется ввести в нашей стране в ближайшие годы. Что же представляет собой образовательный стандарт второго поколения?
По словам специалистов, данный образовательный стандарт ставит перед обучением новые цели. Например, в начальной школе ребенка должны не только научить читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить ему две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач, поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, здесь говорится о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Для того чтобы такая перестройка системы учебы в школе стала возможной, вполне вероятно, что теперь в начальной школе дети будут обучаться пять лет вместо четырех.
Безусловно, особенно сложно адаптироваться в новых условиях будет педагогам. Для облегчения этого процесса в течение последних месяцев повсеместно проходят семинары и совещания, посвященные новой системе работы учителя.
Подобный районный семинар для руководителей школ, их заместителей и учителей начальных классов прошел 11 апреля на базе Туртасской средней школы.
Напомним, что Туртасская школа является пилотной площадкой по введению федеральных государственных стандартов образования второго поколения. Чтобы продемонстрировать результаты труда педагогов, работающих по новым программам, прежде чем начать очередной разговор о внедрении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, для участников семинара были проведены открытые уроки.
Дальнейший анализ уроков помог представить, чем отличается принцип работы по новому стандарту от опыта прошлых лет. Так, учитель начальных классов Татьяна Николаевна Сосонко проводила урок на тему «Виды многоугольников. Стороны и вершины многоугольников». Целью урока было не просто познакомить ребят с фигурами, но и учить детей наблюдать, сопоставлять, проводить простейшие обобщения, выработать коммуникативные способности и взаимопонимание через организацию совместной деятельности. Оригинальная форма урока помогла активизировать внимание учащихся, заинтересовать их темой и в конечном итоге добиться поставленных целей.
Ирина Викторовна Франк также проводила урок математики, его темой было «Сложение и вычитание. Скобки». Еще одним занятием стало знакомство малышей с правилами русского языка, касающимися сочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу». Этот урок провела Надежда Андреевна Вторушина.
Затем в рамках круглого стола педагоги обсудили вопросы нормативно-правовой базы обеспечения условий для создания основной образовательной программы начального общего образования в рамках перехода на новые стандарты образования.
«С 2011-2012 учебного года школы начнут работать по измененным программам обучения, - сказала методист комитета по образованию Уватского муниципального района Ольга Николаевна Корчёмкина. - Поэтому уже сегодня основная образовательная программа - это главный документ, на который мы должны опираться при разработке методического планирования и обучения, так называемой рабочей программы педагога.
Основой для разработки учебных программ являются требования федерального государственного образовательного стандарта. При этом программы должны обеспечивать определение знаний и умений, выделение не только содержания, но и видов учебной деятельности, а также способы организации учебы.
В соответствии со стандартами программы будут включать: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание его места в учебном плане, личностные метапредметные и предметные результаты, основное содержание учебного предмета, примерное тематическое планирование, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. Причем именно на этом ставится один из акцентов, то есть по каждому предмету необходимо четко указывать ту базу, которая существует для реализации всего инструментария учебного предмета.
Напомню, что на территории Уватского района в начальных школах на сегодняшний день реализуются учебно-методические комплекты четырех авторских коллективов. Это вариативные программы «Перспективная начальная школа», «Школа-2100», «Начальная школа 21 века» и «Система развивающего обучения Занкова».
Все они входят в программу нового образовательного стандарта, и педагоги района по ним работают, а значит, каждый из них должен будет составить свою индивидуальную программу. Для облегчения этой задачи мы и знакомимся с общими положениями стандарта второго поколения и примерными рабочими планами».
Кроме рассмотрения нормативных документов и разделов основной образовательной программы начального образования, на встрече было рассмотрено постановление об утверждении СанПиН по условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Отдельной темой разговора участников семинара стало обсуждение программы коррекционной работы. Затем свой опыт представили Туртасская и Уватская школы, являющиеся пилотными площадками по внедрению новых стандартов.
Так, Туртасская СОШ познакомила участников семинара с программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а Уватская - с системой оценок достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования как для каждого ребенка, так и для классов в целом.
«Опыт данных школ бесценен, - высказала в итоге свое мнение О.Н. Корчёмкина. - Ведь именно с его помощью мы сможем разработать планы работы для каждой школы Уватского района, а значит, сумеем качественно и в срок перейти на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения».
Наталья НАЗИМКОВА
Фото Александра ДЕНИСОВА