Медиакарта
10:22 | 26 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Преступление против памяти

Преступление против памяти
16:43 | 25 апреля 2011
Источник: Красное знамя

В апреле исполняется 110 лет со дня смерти Николая Мартемьяновича Чукмалдина, купца 1-й гильдии, почтенного и всеми уважаемого благотворителя, уроженца деревни Кулакова Тюменского уезда.

Он умер 16 апреля 1901 года в Берлинской клинике, где проходил лечение от тяжёлой болезни. В особом траурном вагоне тело Чукмалдина прибыло в Тюмень. На железнодорожном вокзале собралась тысячная толпа, занявшая весь дебаркадер, прилегающего сады и площадь. Среди собравшихся было до сотни крестьян из Кулаковой и Гусельниковой. Жители деревень восприняли смерть своего земляка как личное горе.

Протоиереем И.Лепёхиным была отслужена лития, во время которой он произнёс прочувствованную речь. По окончании литии гроб должны были поставить на катафалк для следования в д. Кулакова, но кулаковцы с вокзала через весь город на руках несли тяжёлый металлический гроб. Когда похоронная процессия подошла к Царской улице Тюмени, толпа достигла нескольких тысяч человек. Во время остановок у реального училища, дома Лагиной и городской управы духовенством служились литии. У здания городской управы гроб был поставлен на катафалк, кулаковцы выпрягли лошадей и везли гроб на себе до самой деревни (около 20 километров). Согласно завещанию Н.М.Чукмалдин был похоронен в родной деревне, в склепе построенного им храма.

Стены склепа, находящемся с левой стороны храма, были обшиты зелёным сукном. На одной из стен висел большой красивый ковёр. Всюду иконы. По обе стороны от входа - ступеньки, по которым можно было спускаться к самому гробу, что стоял посередине на специальном постаменте. Чукмалдин покоился в хрустальном гробу, вставленном в гробницу чёрного цвета. Он был виден по грудь. Его тело обрамляли восковые цветы.

Склеп открывали по большим святым праздникам, тогда жители деревни могли поклониться своему благодетелю, много сделавшему для улучшения их жизни и благосостояния. Люди любили и почитали Чукмалдина, и детям своим наказывали: "Кланяйтесь и помните, великой души был человек".

Кулаковцы были очень благодарны Н.М.Чукмалдину за его внимание, понимание, заботу и неоценимую помощь деревне деньгами, вещами, продуктами, сельскохозяйственными орудиями, семенами, многими нужными и полезными делами. Построенные им церковь, школа для крестьянских детей, красивый парк около школы и рукотворный пруд - бесценные подарки землякам - воспринимаются как памятник доброте, бескорыстию и великодушию Николая Мартемьянович.

В период массового раскулачивания и уничтожения церквей, под веянием происходящих в стране событий, а большей частью "под шумок" нашлась в селе Кулаково небольшая группа людей, решивших разрушить церковь, а главное, избавиться от купца Чукмалдина.

Произошло это в одну из ночей весны 1933 года. По заранее продуманному плану компания из 10-12 человек разбилась на три группы. Одна группа разжигала костры на берегу Туры, где по коварному плану хотели сжечь прах Чукмалдина, чтобы навсегда стереть его имя из памяти людей. Очень им не нравилось, что жители села любили и почитали купца, а не их, облечённых властью. Вторая группа извлекала тело из склепа. Гроб разбили, надеясь найти золото, но обнаружили только нагрудный крест да обручальное кольцо. Дорогой костюм пришёл в негодность и буквально рассыпался, когда его попытались снять. Третья группа отвлекала внимание людей, живших рядом с храмом, создавая видимость весёлого гулянья.

Все, кто участвовал в извлечении покойного из гроба, понимали, что совершают святотатство, преступление против Бога и человека. Животный страх заставлял их торопиться. Тело несли в рогоже вниз лицом, так как им показалось, что покойник открыл глаза. Шли к Туре окольным путём. На высоком берегу речки, вытекающей из прудка около школы, один из идущих впереди поскользнулся и упал. Остальные вынуждены были опустить ношу на землю. Тело скатилось в воду. Вода той весной стояла большая. Подумав, что покойный утонет, компания успокоилась и разошлась по домам.

Вода в речке начала постепенно спадать. Один из сельчан, живший рядом и знавший о случившемся злодеянии, постоянно ходил к реке. Он боялся, что тело купца всплывет, и его увидит кто-нибудь из жителей села. И однажды ранним утром он действительно увидел в воде труп Чукмалдина и поспешил сообщить об этом участникам преступления. Срочно собралась вся компания. Стали вылавливать тело баграми, попали в глаз. Чтобы вытянуть из воды, на шею накинули петлю. На скорую руку сколотили ящик. Делали наугад, ящик оказался намного короче. Тело покойного туда не входило. Тогда они взяли и... отрубили ноги. Положили рядом. Торопились, так как слишком быстро светало. Ящик с останками Н.М.Чукмалдина погрузили на телегу, вывезли за деревню и сбросили в заранее приготовленную яму на кладбище староверов. Чтобы скрыть следы преступления, выкопали на ныне действующем кладбище ещё и обманную могилу, на которую возложили безымянный камень.

Извлечение тела Николая Мартемьяновича Чукмалдина из гробницы было произведено 30 апреля 1933 года, в канун Христовой Пасхи. В этот праздник 32 года подряд жители села приходили кланяться своему покровителю и приносили богатые дары. В этот год на Пасху усыпальницу не открыли, хотя гробница стояла на прежнем месте. Это было сделано для того, чтобы обмануть народ, тех, кто не знал и даже не подозревал о свершившемся глумлении. Не открыли усыпальницу и в следующий святой праздник. Истинную причину объяснять людям никто не стал.

28 августа 1933 года, в святой праздник Вознесения Богородицы, на ныне действующем кладбище произошло захоронение праха Николая Мартемьяновича Чукмалдина. Так сказали людям, а на самом деле похоронили пустую гробницу. Злоумышленники боялись, что люди потребуют открыть её, как это было ежегодно.

Жители села догадывались, что произошло что-то ужасное, возмущались и негодовали, но тихо, между собой, вслух об этом говорить боялись. И всё же крупицы правды о несправедливом отношении к великому, добрейшей души человеку и благотворителю Николаю Мартемьяновичу Чукмалдину, о бесчеловечном и жестоком глумлении над его прахом просочились в народные массы. Слухи ходили разные. Одни говорили, что захоронение находится на ныне действующем погосте, другие утверждали, что Чукмалдина похоронили на старообрядческом кладбище. Третьи считали, что перезахоронили во дворе при храме.

Почему-то в народе прижилась версия, что прах Николая Мартемьяновича бросили в скотскую яму, хотя старожилы села утверждают, что скотомогильник появился намного позднее. В деревне это место называли "колок". Впоследствии весь колок был полностью вырублен, земля перепахана. Жители считали, что так люди, имеющие отношение к этому непристойному делу, заметали следы своего преступления.

Кулаковцы, предполагающие, что ящик с останками Чукмалдина находится в скотомогильнике, расположенном в колке, проезжая мимо этого места, всегда снимали с головы фуражку. Так они чтили память о Николае Мартемьяновиче. Кто-то на место скотской ямы положил три гранитных камня. На одном из камней было написано: "Купец I гильдии Николай Мартемьянович Чукмалдин". Но камни эти бесследно исчезли.

Те, кто знал, что произошло той страшной весенней ночью 1933 года, постоянно подвергались гонению. Так, весь костяк мужчин одной семьи сослали в карельские леса, чтобы не вносили смуту. Другого односельчанина объявили сыном врага народа. Кстати, и те, и другие приходились Н.М. Чукмалдину родственниками, по утверждению ныне живущих членов этих семей. Преступники страшно боялись не только разоблачения, но и расправы.

Однако произошедшее впоследствии дало повод говорить о том, что судьба послала возмездие за святотатство. Все участники этого ужасного события были наказаны. Все расплатились за свой грех. И не только презрением односельчан. Кому-то ампутировали ногу, кто-то лишился глаза, кто-то поплатился своим дитём.

Жители села очень долго боялись говорить правду, многие годы хранили эту тайну, но свято верили, что наступит время и всё встанет на свои места, тайна будет раскрыта. Несколько раз в периодической печати появлялись публикации, в которых затрагивалась история перезахоронения купца Чукмалдина, но часто она основывалась на домыслах информантов или была частичной. Лишь спустя 70 лет детали тех давних событий были реконструированы, поимённо установлены все фигуранты страшного преступления. Но, учитывая, что до сих пор в Кулаково проживают их близкие родственники, фамилии не называются.

Это ужасная и глубоко несправедливая страница истории села. Но это история, и нельзя что-то вычеркнуть из неё или исправить. До сих пор неизвестно место захоронения останков Н.М.Чукмалдина. Ведутся поиски, но пока безрезультатно.

Наш долг - сделать всё возможное, чтобы память о Николае Мартемьяновиче Чукмалдине осталась в следующих поколениях. Он этого, несомненно, достоин.

Ирина ГОРБАЧЕВА.

с.Кулаково.