Перед нашим обществом встала опасность потери исторической памяти,
именно поэтому особую роль приобретает работа школьного музея.
Музей является одной из форм краеведческой работы, направленной на
формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности и
патриотизма. Отличительной особенностью школьного музея является то, что
вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живёт
ребенок. Музей является тем институтом, который вводит подрастающее
поколение в мир нашего Отечества и, чтобы этот мир продолжал своё
существование, необходимо не прерывать традиции. Работа эта не только
актуальна, но и трудна, так как требует большого терпения и такта.
Целью работы нашего школьного музея является нравственно-патриотическое
воспитание, формирование социальной активности учащихся, их
интеллектуальное развитие через вовлечение в поисково-исследовательскую
деятельность. Музей помогает школьникам овладевать системой знаний об
историческом прошлом села и школы, развивать навыки исторического
познания, анализа исторических источников и работы с ними, бережного
отношения к историко-культурному наследию.
Школьный музей должен быть не только хранилищем экспонатов, но и малой
научно-исследовательской лабораторией для учащихся, где формируются
первые навыки исследовательской работы. Музей пытается увековечить
память людей, живущих на нашей территории, в переплетении с историей
села, системой образования, событиями Великой Отечественной войны и
другими событиями. Связь старины и сегодняшнего дня должна
прослеживаться через ныне живущих людей. Стимулом изучать историю для
детей является познание своей родословной, своей причастности к прошлому
великой державы.
Большую роль в этом процессе играют совместные музейно-исторические
уроки. Планируются такие уроки у нас в школе совместно с учителем
истории Л.Х.Ибрагимовой, а совместные внеклассные мероприятия с
классными руководителями. Руководитель музея предлагает педагогам также
тематику экскурсий, а учителя истории и классные руководители планируют
свои классные часы и другие мероприятия. Так, в канун 65-летия Победы в
Великой Отечественной войне для всех классов прошли экскурсии по темам
"Дети войны", "Ахмедрашид Аширбеков - Герой Советского Союза", "Ты
живёшь на улице Аширбекова", а также общешкольные мероприятия,
проведённые другими учителями по этой тематике. Надолго запомнится
учащимся вечер "Наша школа в годы Великой Отечественной войны" с
приглашением учителей-ветеранов, трудившихся и учившихся в годы войны.
Существует тесная связь между нашей школой и речным училищем N 14.
Учащиеся этого учебного заведения в 70-е годы прошлого столетия
установили возле нашей школы памятник Ахмедрашиду Аширбекову. Очень
часто, накануне праздников 23 февраля и 9 Мая, кадетский отряд училища
проводит здесь митинги, встречи с учащимися нашей школы, посещает наш
музей.
Частым гостем нашего музея является самый младший брат героя Хачиакбар
Сафиуллович (единственный из оставшихся в живых братьев). При встречах с
ним активисты музея расспрашивают его о новых фактах биографии героя и
его гибели, так как в разных источниках эта тема трактуется по-разному.
Приходит он к нам не с пустыми руками. Принёс фотографии братьев,
рассказывает много нового. А недавно подарил газету "Комсомольская
правда" от 9 мая 1945 года. Весь материал о герое мы помещаем в
специальный альбом.
Современное поколение должно помнить трагизм Великой Отечественной войны
1941-1945 гг. Эта тема очень хорошо была отражена в исследовании
выпускницы Елены Федуловой "Ембаевская школа в годы Великой
Отечественной войны". На районной научно-практической конференции "Шаг в
будущее" эта работа заняла первое место и второе - на областной
конференции. По материалам, собранным Еленой, в музее оформлен стенд об
учителях-участниках Великой Отечественной войны и о тех, кто ковал
Победу в тылу.
Выпускница школы Ирина Ляпина изучала судьбы репрессированных немцев с
Поволжья. Толчком к исследованию стали письма её прадеда. Эта работа под
названием "Письма издалека" длилась не один год, результатом которой
стало также первое место в районе и области на конференции "Шаг в
будущее".
Всякая исследовательская тема, мне кажется, не должна быть навязана
ученику, так как ученик - это не сосуд, который нужно заполнить, а
факел, который надо зажечь. Ученик должен быть вначале "озадачен"
какой-то проблемой, которую он должен во что бы то ни стало решить.
Создать проблему можно через фотографии, альбомы, материалы стенда и
экспонаты музея, книги, уроки и письма и т.д. Затем начинаются поиски,
найденные сведения систематизируются, оформляются и используются при
проведении экскурсий, уроков, внеклассных мероприятий и т.п. Мы
убеждены, что деловые, мыслящие личности формируются через
познавательный интерес, исследовательскую деятельность. Конечно же,
нужна при этом и помощь родителей.
Приведу несколько примеров. Активистами нашего музея являются две
ученицы 8 класса Асия Ташкалова и Гульназ Муслимова. Они были озадачены
тем, что в материалах музея упоминаются их фамилии. И они решили
выяснить, кому эти фамилии принадлежат - их родственникам или
однофамильцам? Значит, нужна была помощь родных. Исследования Гульназ
Муслимовой ведутся активнее, чем у Асии Ташкаловой, так как у неё здесь
много родных, и они оставили большой след в жизни села. Интересно,
найдется ли в их родословных точка соприкосновения или линии разойдутся?
Посмотрим.
Ещё один пример. Урок истории, посвящённый Дню памяти жертв политических
репрессий, дал толчок ученице 10 класса Оксане Горшковой начать
исследование по материалам "Книги расстрелянных", изданной в Тюмени под
редакцией Р.Гольдберга несколько лет назад. Свои поиски она ведёт через
Интернет, использует электронную почту. Переписка с архивами органов МВД
и ФСБ привела её в областной архив, где она получила допуск к
документам, содержащим списки расстрелянных жителей села Ембаево и
Тураево. Думается, что найденные материалы лягут в основу очередной темы
экскурсии в нашем музее.
Другой ученик школы, Ильнур Иксанов, прочитав книгу Дмитрия Медведева
"Сильные духом", был поражён, что Николай Кузнецов, знаменитый разведчик
Пауль Зиберт - наш земляк. Затем он принялся за чтение других книг,
после чего состоялась его поездка в Талицу, на родину разведчика, откуда
он привёз много впечатлений и фотографий. Не случайно наш Ильнур теперь
- студент исторического факультета ТюмГУ. Его увлечённость передалась
сестрёнке, Танзиле Иксановой, которая учится в 10 классе. Она продолжила
поиски брата: изучает другие источники, собирается поработать в научной
библиотеке, чтобы более подробно узнать львовский период работы
легендарного разведчика. А через Интернет эта ученица определила, что из
числа бойцов партизанского отряда, в котором служил Кузнецов, жив ещё
врач Цесарский.
Член поисковой группы музея Катя Порубова нашла фотографии 1930-х годов,
на которых изображены группы учащихся опорных школ первой ступени села
Ембаево и Тураево. Её бабушка смогла назвать фамилии 20 из 29 учащихся,
запечатлённых на фотографии. Она же назвала и имена учителей. Но одного
учителя пока никто не узнал. Идут поиски.
Приятно отметить, что увлечённость ребят изучением родного края и
истории школы с каждым годом возрастает. Об этом свидетельствуют работы
учащихся, представленные на районную научно-практическую конференцию
"Шаг в будущее", победителями которой в 2010-м году стали ученица 8
класса Гузель Ибрагимова по теме "Живая память истории", ученица 5
класса Риана Файзуллина по теме "Педагогическая династия Ташкаловых".
Помощь в оформлении музея, сборе материалов оказали выпускники 2009-го
года. Они встречались с ветеранами школы, систематизировали, сохраняли в
виде файлов полученные сведения. Создали целую галерею папок об
учителях, которые работали в нашей школе в разные годы, а также начали
сбор материалов о первых пионерах и комсомольцах. Воспоминания и опыт
работы ветеранов бесценны. Они помогли проследить историю школы за
девяносто лет. Так появилась рукописная книга "История школы".
Большую помощь музею оказывают учителя: материалы классных часов и
других мероприятий они оформляют в альбомы, папки, а затем сдают в
музей. Учитель изобразительного искусства Л.Р.Хучахмедова помогла
оформить стенды музея. Свои корректировки вносили и ветераны, которые
частенько к нам заглядывают и в будни, и в праздники. Приносят они с
собой старые книги, фотографии, альбомы, делятся воспоминаниями.
Благодаря поисковой группе музея, учителям, классным руководителям,
ветеранам села мы завершаем оформление альбома о 55 выпусках средней
школы, начиная с 1955 года.
Таким образом, наши учащиеся учатся находить и обрабатывать нужную
информацию, учатся работать с документами, а главное - думать,
организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, дискутировать,
отстаивать свое мнение, учатся сотрудничеству и взаимодействию. Учатся
преодолевать проблемы. Это и есть ключевые компетенции современного
образования школьников.
Галия БАГИЗОВА,
руководитель музея Ембаевской средней школы.