Владимир Шарпатов – единственный Герой России, проживающий в Тюменской области. 21 марта ему исполнилось семьдесят лет. В канун своего юбилея Владимир Ильич стал участником интерактивного клуба «От первого лица».Владимир Шарпатов – человек мужественный и уважаемый, с честью служил Отечеству – отдал гражданской авиации 42 года, налетал 16 500 часов. Оказавшись в плену у талибов, не пал духом, не уронил престиж Родины, а спас жизнь членам своего экипажа и самолет. Владимир Ильич неравнодушен к тому, что происходит в современной жизни, он активный участник шестнадцати общественных организаций. Шарпатов стал прототипом главного героя в фильме «Кандагар». Именно эта универсальность Владимира Ильича не дает относиться к нему как к заурядной личности: он ускользает изо всех рамок и определений, а слово «пожилой человек» и вовсе не для него. Одним словом,
ДОСЬЕ
Владимир Ильич ШАРПАТОВ
Родился 21 марта 1940 года в поселке Красногорский Звениговского района Республики Марий-Эл.
В 1965 году окончил Краснокутское летное училище гражданской авиации и по распределению был направлен в Тюмень.
3 августа 1995 года российский экипаж борта 76842, принадлежащий казанской авиакомпании
«Аэростан», совершал перелет из Албании в афганский город Баграм. На борту находился официально оформленный груз – патроны к автоматам Калашникова для правительства Афганистана. Для командира экипажа Владимира Шарпатова такие рейсы давно уже стали привычными: к своим 55 годам он побывал не в одной «горячей точке» (Конго, Сьерра-Леоне).
В тот день на высоте около 8200 метров командир получил команду посадить самолет. Приказ подкреплялся «соседством» в воздухе МиГа-21 с афганскими опознавательными знаками, снабженного четырьмя ракетами. Иного выхода, кроме как приземлиться, у наших летчиков не было. Так гражданский летный экипаж из России был взят талибами в плен, который продлился 380 дней и ночей или один год и
13 дней.
Отважных летчиков поместили в тюремную камеру площадью 45 квадратных метров. Их неоднократно допрашивали талибские лидеры, в том числе и мулла Омар.
В августе 1996 года экипаж самолета смог совершить побег из плена.
Звание Героя России присвоено указом президента России № 1225 от
22 августа 1996 года.
Трудовой стаж 42 года, налетал 16 500 часов, ушел на пенсию в звании майора военно-транспортной авиации.
Владимир Шарпатов – Герой России.
Александр Скорбенко:
— Установить руды (рычаги управления самолетом) на честный, откровенный разговор.
Владимир Шарпатов:
– К взлету, то есть к разговору, готов!
Раиса Ковденко:
– Первый вопрос по поводу 70-летнего юбилея. Что для вас значит этот рубеж? Подведение итогов или новые планы на будущее?
Владимир Шарпатов:
– Возраста не чувствую. Сожалею только о том, что не все успел. Впереди немало дел: надо закончить обработку написанных стихов, завершить строительство дачи, начать ремонт. Давно приглашают написать мемуары.
Аркадий Кузнецов:
– Не могли бы вы прочесть свое любимое стихотворение?
Владимир Шарпатов:
– Я назвал его «Отчий дом».
Седой карниз под мшистой крышей
И распушенная смола.
Песчаный двор, прямой и чистый,
В углу истлевшие дрова.
Крыльца прогнившие ступени
И вросший в землю старый хлев.
Крепки бревенчатые сени,
Здесь дверь со скрипом нараспев.
Труба давно здесь не дымится,
Ослепли окна от дождей.
Но через них мне часто снится
Улыбка матери моей.
Отец усталою походкой
Уже к калитке не придет.
Забор неровною решеткой
Еще немного – упадет.
Смотрю с тоской на пристань детства,
И годы, словно тень-вода,
Нас разделяют шрамом сердца,
Уходят в детство навсегда.
цитата
«Остался за кадром тот факт, что на самом деле нас было не пятеро, а семеро: второй пилот Газинур Хайруллин (в фильме его играет В. Машков), бортинженер Асхат Аббязов (Б. Бенюк), штурман Александр Здор (А. Панин), бортрадист Юрий Вшивцев (А. Голубев) и два наземных инженера Виктор Рязанов и Сергей Бутузов. Сцену побега режиссер сделал более лиричной, вызывающей определенные эмоции. И это правильно. Правда жизни страшнее даже самого страшного кино».
Владимир ШАРПАТОВ
Александр Скорбенко:
– Сотрудники редакции смотрели фильм «Кандагар». И никто не остался равнодушным. Вам самому понравилась эта работа? Насколько она достоверна?
Владимир Шарпатов:
– Выступал в качестве консультанта на съемках фильма. При показе рабочих кадров высказал ряд замечаний режиссеру. Понимаю, тяжело уместить в короткий хронометраж фильма события целого года. Около 20 процентов показанного – художественный вымысел. Остальное – реальные факты жизни в плену.
Маргарита Шаманенко:
– Актер Александр Балуев достоверно сыграл вашу роль?
поздравление
70 лет – Владимиру Ильичу Шарпатову
Уважаемый Владимир Ильич!
От всей души поздравляю Вас с юбилеем!
Вся Ваша жизнь – пример бескорыстного служения Отечеству и избранному Делу. Перед Вашей настойчивостью и целеустремленностью пасуют любые трудности.
Летчик и поэт – два призвания, в которых Вы достигли успеха. Они многое говорят о Вас и как о профессионале, и как о человеке.
На личном счету летчика Шарпатова тысячи часов, проведенных в небе, десятки тысяч тонн перевезенных грузов, рейсы во все уголки мира. Мужественный человек, профессионал высочайшего класса, Вы с честью преодолели все испытания, которые выпали на вашу долю.
Все мы знаем драматичную историю кандагарских событий.
В самый трудный момент, когда жизнь висела на волоске, Вы не отчаялись, а до конца сохранили верность Родине и своим товарищам. Этот подвиг, удостоенный Звезды Героя, стал для всех россиян эталоном мужества и силы духа. И мы, тюменцы испытываем особую гордость за своего героического земляка.
Как настоящий гражданин и патриот, Вы продолжаете активно участвовать в политической и общественной жизни региона. Близкие и друзья ценят в Вас неординарного творческого человека, заботливого отца, любящего деда, супруга и верного товарища.
Уверен, впереди у Вас еще долгая и плодотворная пора созидания. Счастья Вам, здоровья и душевной гармонии! Прекрасных встреч и … хороших стихов!
Владимир Якушев, губернатор Тюменской области.
Владимир Якушев, губернатор Тюменской области
Владимир Шарпатов:
– Никаких претензий не имею.
Александр Скорбенко:
– В фильме есть эпизод, где охранники разрывают семейный альбом главного героя. Это реальность или режиссерский ход?
Владимир Шарпатов:
– В действительности по-другому. У меня находился
альбом с фотографиями семьи, организаторов полета. На допросе спросили: кто эти люди? Я не ответил, боялся, что за ними начнется охота. Талибам были известны наши домашние адреса. После допроса спрятал фотоальбом за теплоизоляцию самолета. К сожалению, потом он исчез. Может, провалился за обшивку...
Вячеслав Новиков,
г. Саранск:
– Где сегодня тот легендарный самолет? Знаю, что военные летчики относятся к своему самолету как к члену экипажа...
Владимир Шарпатов:
– Считаю себя счастливым человеком — мой самолет находится в Екатеринбурге. Кстати, на днях навестил своего «крылатого» друга. Представители авиакомпании, которые содержат самолет, подарили его модель. Надеюсь, когда будут его ремонтировать, отыщут пропавший альбом, он расскажет о многом.
Из дневника Владимира Шарпатова:
«Три месяца как мы из дома,
и 40 дней как здесь. С утра пришел старый проповедник, чтобы обучить нас Корану и сделать из нас мусульман. Взамен обещал ходатайствовать о нашем освобождении.
Я высказал свое сомнение...»
«17 сентября. У меня постоянная головная боль. Таблетки помогают на 2–3 часа, но ведь не будешь глотать постоянно. Терплю, не показываю вида.
Не дай Бог в моем возрасте попадать в подобные переделки».
«Экипаж пал духом. Клянут всех и за все. Неужели наша великая Родина не в силах договориться с этим немытым-нечесаным воинством? Слушали радио. Говорят о выборах, разборках, олигархах, о нас – ни слова».
«Приснилось, что лежу в гробу. Покойница тетя Нюра обила его темно-синим бархатом. Не заколочена только одна доска у головы. Мимо проходят какие-то люди, одни с безразличием, другие неодобрительно покачивают головой. Я прикинулся мертвым. Лежу и думаю: «Хорошо, что сделал гроб про запас ...» Проснулся. У нас все беспросветно».
Дмитрий Тихонов:
– Собираетесь ли вы опуб-ликовать свой кандагарский дневник?
Владимир Шарпатов:
– Как уже сказал выше, думаю издать мемуары. Ведь в том дневнике, который я вел в плену, многое нельзя было написать...
Владимир Калининский, село Борки, Тюменский район:
– Позвольте поздравить вас с днем рождения, пожелать
крепкого здоровья и долгих лет жизни!
блиц-опрос
– Самое большое достижение в жизни?
– Стал летчиком.
– Любите ли вы дарить цветы женщинам?
– Люблю.
– Ваша любовь к небу зародилась в детстве, а поэзия идет от неба?
– Полет, особенно первый, вызывает восторг. В небе душа поет, поэтому смело можно сказать: «Поэзия идет от неба».
– Каким, на ваш взгляд, должен быть настоящий мужчина?
– Пункт первый – не быть женщиной. Далее – быть целеустремленным, честным, профессионалом, эрудированным... Пункт пятый – любить женщин.
– Большой ли у вас водительский стаж?
– В 1959 году закончил школу шоферов, с тех пор имею водительские права.
– Как вы любите отдыхать?
– Летом – работа на дачном участке. В остальное время года – ночные посиделки – я сова – читаю периодику, пишу стихи...
– Любимый поэт есть?
– Сергей Есенин.
– О чем вы сейчас мечтаете?
– Поставить новый забор, а то падает старый. Достроить дачный дом и приступить к его ремонту. И конечно же, написать книгу по кандагарскому дневнику.
– Где живет, на чем ездит Герой России?
– Живу в обычной квартире. Имею автомобили «Форд Фокус» и «семерку».
Владимир Шарпатов:
– Спасибо!
Владимир Калининский:
– Смотрел фильм «Кандагар», но больше понравился документальный фильм с вашим участием «Побег из Кандагара». Как вы оцениваете поступок тогдашнего министра иностранных дел Андрея Козырева, который обещал прилететь в Кандагар, но так и не выполнил обещанное, сорвав тем самым переговоры по освобождению экипажа?
Владимир ШАРПАТОВ:
– Желание министра иностранных дел освободить соотечественников похвально. Но его полет в Кандагар означал бы признание установленного там военного режима. Даже не вникая в тонкости большой политики, можно было понять, что на нашем борту искали «русский след».
С другой стороны, если бы глава МИДа прибыл в Афганистан, не думаю, что ему удалось разрешить ситуацию. Ведь до него приезжали делегации США, ООН, исламских государств. Талибы каждый раз выдвигали все новые требования. Поэтому Андрея Козырева не осуждаю.
Владимир Калининский:
– Россия предлагала выкуп за экипаж?
Владимир Шарпатов:
– Да, такой вопрос обсуждался. Говорили, что привезли деньги в Абу-Даби, однако талибы не смогли их поделить. И Россия отклонила это предложение.
Людмила Шорохова:
– Неужели Россия оставила своих граждан на произвол судьбы?
Владимир Шарпатов:
– В Кандагар приезжали представители российского Министерства иностранных дел и посольства в Пакистане, с нами встречались ребята из МЧС, нас поддерживали и лечили российские медики. Была организована доставка писем от родных
«с большой земли». Но эта поддержка пришла не сразу.
Из письма жене Юлии Шарпатовой:
Строчки прыгали в письме –
Волновалась!
Ты ждала меня в Шардже –
Не дождалась...
Я пишу тебе опять
И не знаю,
Вновь смогу ль тебя обнять,
Но мечтаю!
Наталья Худорожкова:
– По мнению многих исследователей, героизм свойствен тем людям, у кого в роду мужчины много воевали. Расскажите о ваших предках.
Владимир Шарпатов:
– Отца 22 июня 1941 года призвали на фронт. Закончил он войну 25 сентября 1945 года. Участвовал в освобождении Москвы, боях Заполярья. Дед по линии матери воевал в Первой мировой...
Сергей Исаев:
– К нам приходят вопросы и по электронной почте. Жительница Ялуторовского района интересуется: что вам помогало не пасть дух он и остаться единой командой?
Владимир Шарпатов:
– Не было единой команды. Все имели разные мнения.
Я сразу предлагал сбежать, но не все члены экипажа меня поддержали. А потом мы объединились: стали учить английский, готовиться к побегу...
Елена Алыева, г.Тюмень:
– Правда ли, что вам в плену предлагали принять ислам и давали впридачу четыре жены?
Владимир Шарпатов:
– Насчет смены религии действительно агитировали. Предлагали квартиры, работать на них, привезти туда своих жен... Одним предложением мы воспользовались. Сказали, что самолету требуется техническое обслуживание, иначе он заржавеет, масло закоксуется, двигатели выйдут из строя. Под этим предлогом часть экипажа стала посещать самолет. Другая часть в это время находилась в заложниках.
Борис Гришин, г. Москва:
– Давно интересуюсь историей вашего подвига... Ходили слухи, что вы отказались принимать из рук президента РФ Бориса Ельцина Звезду Героя России. Правда ли это?
Владимир Шарпатов:
– Не совсем так. Когда нас вывозили из Абу-Даби, сообщили: завтра планируется встреча с Борисом Ельциным. Об этом сказал экипажу, но товарищи ответили: сначала домой, давно не виделись с родными. А награду вручил позже Виктор Черномырдин.
Александр Скорбенко:
– Члены экипажа борта номер 76842 часто встречаются со своим командиром?
Владимир Шарпатов:
– От двух членов экипажа я сразу отказался, с двумя летал. Встречи были мимолетными. Пытался пригласить на десятилетие со дня побега из плена, но комитет по культуре Тюменской области поздно отправил приглашения. Да и, видимо, у них самих не было большого желания. Что и случилось в этот раз.
Александр Скорбенко:
– Простить сможете?
Владимир Шарпатов:
– Давно простил. Я не злопамятный.
Людмила Шорохова:
– Из командирского кресла вы пересели в пассажирское. Герой России летает бесплатно?
Владимир Шарпатов:
– Все льготы «отменила» монетизация льгот. Ранее два раза в год мог летать бесплатно. Теперь, как и все федеральные льготники, получаю ежемесячную денежную выплату.
Правда, могу пользоваться бесплатно VIP-залами в аэропортах, но не в Салехарде, там свои законы. Что касается покупки вне очереди, сейчас нигде не увидишь таких надписей. Когда умерла тетушка, я пришел на тюменский вокзал, хотел купить билет на единственный поезд, на котором успевал на похороны. Лето, народу много. Я столько нового про себя узнал! С тех пор об этой льготе и не вспоминаю.
Константин Елисеев:
– Как вы относитесь к авиационным шоу? Какие вы видите в них положительные и отрицательные стороны? Летчикам приходится выполнять фигуры высшего пилотажа на низких высотах, в то время как машины рассчитаны на большую высоту. Трагическая гибель командира «Русских Витязей» подтверждает опасность выполнения таких трюков. Может быть, лучше оставить это развлечение?
Владимир Шарпатов:
– Вопрос интересный. Вся авиация начиналась с шоу. Когда появились первые самолеты, этакие деревянные этажерки (вспомните братьев Райт), они взлетали с ипподромов, и летчики показывали свое мастерство. Катастрофы случались. Многие летчики при показах погибали. Но в современном мире такие шоу нужны. Это показ мастерства летного состава, техники, это реклама. Россия ведь немало выигрывает от продажи авиационной военной техники. Надо показывать, какие замечательные у нас летчики, чтобы потенциальные противники видели, с кем будут иметь дело. А катастрофы, аварии, жертвы всегда случаются на транспорте. То, что движется, является средством повышенной опасности.
Сергей Исаев:
– На сайт продолжают поступать вопросы. Сергей Завьялов из Сладковского района спрашивает, как вам все-таки удалось угнать самолет, на борту которого были охранники, с небольшой стартовой площадки, размеры которой ограничивало минное поле?
Владимир Шарпатов:
– Мы убедили талибов в том, что самолет нуждается в постоянном техническом обслуживании. Когда всем экипажем попали на борт, решили единогласно: будем взлетать. Но фортуна не сразу принялась помогать нам. Сначала «закапризничал» маленький двигатель, он запускается первым, пришлось охлаждать. Тем временем талибы ушли на полуденную молитву. С нами оставили троих автоматчиков. Они сидели прямо у нас за спиной. После нескольких попыток двигатели запустились. Запросили «вышку», чтобы усыпить бдительность, мол, дайте порулить, в ответ тишина, все ушли на молебен. С промежуточной рулежки начал взлетать. Талибы вспохватились, послали под крыло самолета две машины: «Урал» и автобус, на котором нас же привезли. Взлетная полоса кончается. Жара, двигатели полную мощность не выдают. От последней плиты самолет буквально оторвался, перескочил через колючую проволоку, убрал подкрылки и шасси... Курс – на Арабские Объединенные Эмираты. Россия потом ахнет и примет нас домой.
Константин Елисеев:
– Как вам удалось убедить талибов, что нужно присутствовать на самолете всем экипажем? Они же до этого оставляли часть в заложниках?
Владимир Шарпатов:
– В апреле сменился шеф нашей тюрьмы, Алихан пошел на повышение, начальником стал мулла Сулейман. Молодой, свободно говорил по-английски, а главное, не такой бдительный, как его коллега. К нашему счастью, он не успел предупредить преемника о том, что экипаж в полном составе нельзя допускать к самолету.
Раиса Ковденко:
– Вам известно о его судьбе?
Владимир Шарпатов:
– В СМИ прозвучало, что после нашего побега было казнено четверо, не знаю, что с ними сделали, может четвертовали, а потом арестовали еще шестерых.
Юрий Хозяинов, г. Тюмень:
— В 1945 году ваш земляк Михаил Девятаев, будучи в плену, вместе с другими военнопленными захватил бомбардировщик «Хенкель-111» и перелетел на территорию, занимаемую советскими войсками. В Германии его назвали «личным врагом фюрера», а на Родине «отметили» лагерным сроком «за преступление перед государством», а потом присвоили высшую награду государства – Герой Советского Союза.
Владимир Шарпатов:
— Таких полетов, когда экипаж работает «на два фронта», на моем счету было немало. Не раз попадали под бомбежки и в ситуации, когда не могли своевременно дозаправиться. Мы летали в Джидду и видели, как истребители и бомбардировщики взлетали на штурм Кувейта и Багдада. В район боевых действий из Франции перевозили самоходную артиллерийскую установку (САУ) – тот же танк, и всего за 840 долларов в месяц. Узнав это, французы сказали: «За такие деньги мы даже к самолету не подошли бы».
Летом 1995 года мой экипаж из Албании в Баграм (Афганистан) доставлял 1304 ящика, что в них, мы могли только догадываться. Опасный груз был разрешен к перевозке общепринятыми нормами и подкреплен соглашением между правительством Албании и Респуб-лики Афганистан. Мы, сотрудники казанской авиакомпании «Аэростан», работали по контракту.
В России, потерявшей статус великой державы, царил хаос, каждому ее жителю предложено выживать как может. Вот и мы выживали.
В Баграм был наш третий вылет, повторюсь, с разрешенным грузом на борту. Поэтому страха не было.
Кроме того, мы самостоятельно спасали свои жизни, достоинство. Нам удалось спасти свои жизни и самолет.
Александр Скорбенко:
— Ваши ощущения, когда вы, после того как взлетели в Кандагаре, увидели небо и облака, в фильме действительно раскрываются? Было такое ощущение? Слезы, эйфория?
Владимир Шарпатов:
– Не до того было. Автопилот отказал, бустера перегрелись, летел на резерве. Когда приземлились, тогда волнение наступило и дрожь...
Маргарита Шаманенко:
– Почему вы решили стать летчиком?
Владимир Шарпатов:
– В годы Великой Отечественной войны в нашем поселке находились госпиталь и, как сегодня сказали бы, центр восстановления здоровья участников войны. Раненых доставляли по железной дороге, но однажды – самолетом.
Это было событие не только для детворы, многие взрослые впервые увидели крылатую машину – зеленый самолет на борту со звездой. Мне посчастливилось: разрешили посидеть в командирском кресле и даже рули потрогать. На прощание командир спросил: «Летчиком будешь?» На что без раздумья ответил: «Обязательно буду!» С тех пор буквально «заболел» летным делом.
На выбор профессии большое влияние оказали книги «Служу Родине» Ивана Кожедуба и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, а также двоюродный брат, военный летчик, который служил в дивизии Кожедуба и вместе с ним воевал на Востоке.
Дважды поступал в военное летное училище, но не повезло: спецшколу и летное училище расформировали. Тогда подал заявление в училище гражданской авиации, о чем не жалею.
Дмитрий Тихонов:
– Владимир Ильич, современная молодежь готова к подвигу?
Владимир Шарпатов:
— Старшее поколение во все времена относится к молодежи с неким недоверием. Но в трудную годину: 1812 год, Великая Отечест-венная война, Афганистан, Чечня — везде в первых рядах молодежь. Она геройски встает на защиту Родины, соотечественников и веры. Вспомните молодого паренька, погибшего в Чечне, который не снял нательного креста. Разве это не подвиг нашего соотечественника?
Газетную версию подготовили Людмила ШОРОХОВА, Ольга ТАБАНАКОВА, Светлана КЛИМЕНКО, Аркадий КУЗНЕЦОВ Фото Ярославны ЧЕРНОВОЙ, Дмитрия ТИХОНОВА и из семейного альбома Владимира Шарпатова.