Медиакарта
7:06 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Раз в году и вилы стреляют

Раз в году и вилы стреляют
12:07 | 29 апреля 2011
Источник:

На страже нашей безопасности стоят сотрудники Управления Гостехнадзора Тюменской области

Юрий МАШИНОВ /фото автора/

Без крупногабаритных машин мощностью в сотни лошадиных сил не обойтись, но надо помнить, что «самоходка» может быть опасна для человека, принести вред окружающей среде. Как говорится, раз в году и вилы стреляют.

Но на страже нашей безопасности стоят сотрудники Управления Гостехнадзора Тюменской области. Их задача – не допустить потенциально опасные агрегаты на просторы региона. Нынче проверочный сезон – пора техосмотра – начался как обычно, в феврале. В базе данных управления 570 предприятий разной формы собственности, использующих самоходную технику. Это не автотранспортные средства, подлежащие регистрации и ТО в органах ГИБДД, но, однако, гусеничные и колесные подвижные единицы. Правда, эти «единицы» тоже становятся участниками дорожного движения.

Помнится, ведет автор сих строк свои «жигули» по автотрассе, и вдруг впереди из кукурузных джунглей вываливается на асфальт трактор МТЗ – «Беларусь» то есть. И виляет этак от обочины к обочине – ну никак не обогнать. В конце концов механизатор включил огни поворота, мол, сворачиваю вправо, но свернул… влево и мирно растворился в той же кукурузе. Правда, меня тут же тормознул следующий позади дорожный полицейский и оштрафовал на 20 гривен: «за создание опасной ситуации». Отстегнул, конечно: там у них по бортам машины надпись – читается «дай», ну, аббревиатура «DAI». Ясно же, на Украине дело было.

Но и у нас встречаются не вполне адекватные человечки. «Беларуси», понятно, водятся, как и много других подвижных единиц, место работы которых на стройплощадках, полях и фермах, в заводских цехах… Нынче инспекторы проверили машины и механизмы на 270 предприятиях. Экзаменуется не только «железо», но и обслуживающий персонал: наличие удостоверения на право управления техникой соответствующей категории, квалификация. Причем у механизатора могут быть даже два «диплома». Взять, например, трубоукладчика: от Гостехнадзора имеет «права» тракториста, от Ростехнадзора – «права» крановщика. Две службы, разница в названиях лишь в начальных буквах, но первая исходит от Минсельхоза, вторая структурно подчинена Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Нас, пишущих и снимающих братьев и сестер, пригласили на процедуру проведения ТО в Управлении механизации ОАО «Тюменская домостроительная компания». Что-нибудь новенькое в текущем году?

– Обычная плановая работа, – отвечает заместитель начальника областного управления Альберт Саитов. – Да, ГИБДД тоже проводит ежегодные ТО, у них изменения есть, скажем, не требуют от водителя медицинской справки. У нас пока все по-старому. Главное для нас – безопасность эксплуатации. Но нормативную базу, скорее всего, надо менять. Диагностику машин и механизмов можно передать частникам.

И все же чувствуется показательность мероприятия. Вот строй нарядных машин ярко-желтого цвета – все чистенькие, нарядные. И площадь, где проходит «парад», исключительной ухоженности. И сама смотровая площадь, и подъездные пути расчерчены белой горизонтальной разметкой – как на добротной автостраде. Оказывается, линии нарисованы не специально к сегодняшней дате, краска – прошлогодняя, требующая обновления. Значит, сложилась такая традиция.

Начальник Тюменской городской инспекции Сергей Вагин и его коллега, инспектор Игорь Горбунов, принимаются за свое ответственное дело, а мы тем временем беседуем с начальником управления механизации.

– Всего у нас около 200 единиц техники, в том числе 130 автомобилей, 48 единиц других машин, которые и представлены на осмотр, – говорит Валерий Фоменко.

– Грейдеры у вас, экскаваторы, катки – что, дороги строите? – интересуюсь.

– Нет, дороги мы не прокладываем. Много сил и внимания уделяем благоустройству. В прошлом году наша компания построила 140 тысяч квадратных метров жилья. Больше десяти лет строим не на отдельных пятачках земли, а целыми массивами. Сейчас работаем одновременно в трех микрорайонах – это Восточный, Тюменский и МЖК. Каждый дом обеспечиваем подъездными путями, клумбами, малыми архитектурными формами.

Действительно, ехал давеча по трассе 1Р-402, являющейся частью международного транспортного коридора Берлин – Владивосток, после ТЭЦ-2 взглянул вправо: такая живописная панорама красивых многоэтажек! И почти поверил ведущей центрального телеканала, заявившей, что Тюмень – самый развивающийся город мира.

Тем временем инспектор Игорь Горбунов осматривает погрузчик. Что значит «осматривает»? Да, совсем недавно надзор ограничивался визуальным осмотром. Теперь несколько иначе. Имеются измерители дымности в дизелях, окиси углерода в двигателях внутреннего сгорания, определители суммарного люфта в рулевых системах, приборы по установлению эффективности тормозной системы. Последние, говорят, требуют доработки.

– У этого погрузчика в плане дымности все в порядке, – заключает Игорь Горбунов, взглянув в окошко прибора, – даже почти в два раза меньше допускаемого предела.

Пора пообщаться с механизаторами. Вот Владимир Петрович Налобин – 15 лет водит свой «Урал».

– Один на нем работаю, никому не доверяю, разве только в период отпуска расстаюсь с машиной. И то передаю не кому попало, – рассказывает ветеран. – Потому и выглядит так, что муха не сидела. Ну, к техосмотру маленько подкрасил. А так руль, тормоза, колеса, мотор – это все, как в аптеке. Вообще-то у меня автоединица, но величаемся мы «поезд тракторный». Видите, прицеп? Машину проверили отдельно, также и прицеп, затем весь состав. Седельное устройство работает как часы. База управления механизации позволяет содержать технику на высшем уровне: оборудование, станки, стенды, контрольная аппаратура. Зимой не мерзнем, вся техника «отдыхает» в теплом боксе. С запчастями никаких проблем. Я все сам стараюсь делать, правда, и слесари помогают. А в целом перевожу негабаритные грузы.

Ох уж эти негабаритные грузы! В условиях российских дорог превращаются в совокупность серьезных проблем. В их числе большие требования к разработке маршрута следования, немалое количество требований и правил к оформлению документации. В федеральном законе перевозка негабаритных, тяжеловесных и опасных грузов прописана в одной статье через запятые. Почему про это вспомнил? Да вот рядом с «плацем» ТО расположена АЗС. Очень удобно для местной техники, не надо стоять в очереди к городским заправкам, делая при этом солидные крюки. И время тоже деньги.

– Соблюдаем все инструкции, – поясняет начальник управления механизации ОАО «ДСК» В. Фоменко, – маршрутные листы согласовываем с ГИБДД.

– Ну, Валерий Иванович, практику согласования перевозки опасных грузов УГИБДД прекратило еще три года назад, а с 1 марта этого года в связи со вступлением в законную силу ФЗ «О полиции» не надо обговаривать перевозку особо опасных грузов.

– О-о, на этом, глядишь, неделю можно сэкономить...

Цифры и факты. В областном центре насчитывается 11000 единиц самоходной техники, подведомственной Гостехнадзору. По нормативам на одного инспектора должно приходиться от 800 до 1000 единиц. А инспекторов по штату три. Арифметика простая: надо, как минимум, еще 8 должностных единиц. В каждом районе области, не считая Ишима, Тобольска и Тюменского района, по одному инспектору. В особо трудном положении Казанский район. Здесь на одного инспектора «выпадает» 4000 штук тракторов, бульдозеров, грейдеров, экскаваторов… Физически невозможно просто осмотреть машины, а ведь речь идет не о визуальном контроле – об инструментальном.

– Понятно, вы перерабатываете в 3-4 раза, а зарплату отсчитывают всего лишь удвоенную, – позволяет автор приколоться.

– Один лишь оклад, – вздыхает Сергей Вагин, – разве что начальник выпишет квартальную премию.

Да, в нашем регионе лишь в Сургуте штатная численность инспекторов приближена к нормативу – 8 человек. Хотя на берегах Оби техники всего на одну тысячу единиц больше, чем в Тюмени. А ведь инспекция проводит не только техосмотры. На её плечах регистрация всех этих тракторов и прочего. А ещё экзамены для механизаторов, оформление и выдача удостоверений…Выдача талона на эксплуатацию механизма. Готовят механизаторов в 34-м училище и сельхозакадемии. Но тут и там при экзаменовке требуется инспектор.

Что любопытно, снегоходами тоже занимаются товарищи из Гостехнадзора. Тут вам и теория, и практика. В экзаменационных билетах вопросы на ситуации, правда, попроще, чем «автомобильные». Поэтому вызубрить 30 билетов несложно. Потом покажете пуск двигателя, проезд габаритного коридора, полукруга, «змейки», разгон-торможение… А собственники техники есть в разных концах города.

– Насчет расширения штатного расписания написали письмо губернатору Владимиру Владимировичу Якушеву, – говорит Альберт Саитов. – Уверен, что поможет.

Опять отвлеклись от главной темы. Сегодня провели техосмотр самоходных средств на ДСК, вчера проверили технику в Тюменском ДРСУ.

– Какую оценку выставили бы по пятибалльной системе? – пытаю Сергея Вагина.

– Управлению механизации поставил бы «четверку» с минусом.

– Ну, минус не считается. За что снизили балл?

– В основном техника у ДСК в приличном состоянии. Но обнаружился бульдозер без механизма блокировки двигателя. Это довольно опасно, машина может сама поехать. Но в компании мгновенно реагируют на наши замечания и предписания. Там руководители – люди военные, сами понимаете, бывших офицеров не бывает. Кстати, «хорошо» ставлю и Тюменскому дорожно-строительному управлению. Они там обновили парк техники за счет лизинга. Но еще есть старые машины – кое-где масло подтекает. Сразу бы написали: «экскаватор подготовлен к списанию». Резина изношена. Часть шин дорожники заменили, а на все сразу денег не хватает. Фронта работ на привычных местах пока нет, сейчас в Увате работают на нефтяников. Выкрутятся.

– А аварии при эксплуатации «самоходок» случаются?

– Бывают. В основном из-за безалаберности персонала. Прошлой зимой товарищ на сваебой полез, кувалдой что-то там выправлял – и свалился. Потом три месяца в больнице пролежал. Про этот случай рассказываем на экзаменах в качестве наглядного примера.

Автор предлагает завершить публикацию опять-таки статистикой. «Под крылом» Управления Гостехнадзора Тюменской области находятся более 44 тысяч единиц различных машин. Прослеживается тенденция ежегодного снижения процента травматизма при их эксплуатации. В отчетном 2010 году не было ни одного смертельного случая. Это о чем-то говорит?