Последние месяцы перед поступлением в школу – особый период в жизни семилетнего ребенка. И он, и его родители, бабушки и дедушки то и дело заводят разговоры о том, каким он будет учеником, как изменится жизнь будущего школьника. Попробую помочь увидеть проблемы, опасения и трудности, испытываемые ребенком, предостеречь родителей от ошибок.
Каким бы подготовленным к школе ребенок ни был, всегда есть что-то, к чему он окажется не готов. Что же вкладывается в смысл «готовность к школе»? Психологи говорят об уровне психического развития ребенка, благодаря которому он может перейти к школьному обучению.
Представим это так: Желание+Возможность=Готовность к школе.
Желание ребенка пойти в школу – важный компонент. Многих детей привлекает в школе все что угодно, но только не уроки и не знания, которые они там получат.
Возможности – это хорошо развитое мышление, осмысленное запоминание, способность сосредотачиваться и управлять своим вниманием, ориентироваться в различных свойствах предметов, красиво и грамотно говорить, различать на слух отдельные звуки и правильно их произносить. Кроме того, умение выполнять задание по образцу и устной инструкции педагога, самостоятельно оценивать свою работу, находить и исправлять ошибки, подчинять свое поведение установленным правилам. И не менее важно, чтобы умел общаться с детьми и взрослыми. Все это позволит первокласснику заявить: «Я могу!» Ребенок, у которого нет желания, но есть возможности, равно как и ребенок, у которого есть желание, но нет возможностей, не может считаться в полной мере психологически готовым к школе. Другими словами, такие дети не умеют и не хотят учиться! А без умения и желания учиться результата не будет. В любом случае нужно подать заявление о поступлении в школу и получить рекомендации школьного психолога и учителя. Ждем вас!
Надежда УСОК, заместитель директора Вагайской средней школы