О механизаторе Александре Глухареве в ООО СП «Малышенское» говорят, как о будущем инженере сельхозпредприятия. Вот уже пять лет парень успешно совмещает работу в хозяйстве с учёбой на заочном отделении Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, получает специальность инженера механизации сельского хозяйства. За это время он прошёл на полях полный курс «молодого бойца». На деле изучил особенности эксплуатации и ухода каждого трактора и комбайна в малышенском сельскохозяйственном предприятии. Получил чёткое представление о ходе полевых работ от боронования до подготовки пашни к следующему сезону.
– Парень любознательный, постоянно интересуется, как и что. Раз он познал рабочий процесс во всех тонкостях, значит, из него толковый инженер выйдет, – отзывается об Александре главный агроном ООО СП «Малышенское» А.А. Реутских.
О грамотном и неравнодушном к делу молодом специалисте мечтают практически в каждом аграрном предприятии. Но найти такого – удача редкая. С точки зрения большинства работодателей, современные выпускники высших учебных заведений явно отстают от актуальных требований рынка труда. Они не приносят пользы хозяйству с первых дней работы, потому как между вузовской теорией и тем, что ожидается от выпускников на практике, есть значительная разница. Дипломированным инженерам, зоотехникам или ветеринарам приходится ещё несколько лет набираться опыта, прежде чем они действительно станут специалистами.
Совершенствованию системы подготовки кадров для села в нашей области уделяется особое внимание. Предпринимается немало для того, чтобы преодолеть разрыв между потребностями рынка труда и образовательными стандартами. Одной из недавних мер стала договорённость с сервисными центрами дилеров, поставляющих сельскохозяйственную технику в регион, чтобы студенты четвёртых-пятых курсов аграрных учебных заведений на их базе проходили стажировку. Многие сельхозпредприятия закупают высокоэффективные сельхозмашины, позволяющие уменьшить производственные затраты и улучшить качество крестьянской продукции. Но одно дело приобрести дорогостоящее оборудование, и совершенно другое — грамотно управлять им, чтобы оно работало на все сто процентов.
– Наши усилия по модернизации агропромышленной отрасли могут оказаться неэффективными, если в хозяйствах будут трудиться неквалифицированные рабочие, – сказал директор департамента агропромышленного комплекса В.Н. Чейметов на выездном заседании комитета Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям.
На этом заседании много говорилось о необходимости усилить и укрепить сотрудничество работодателей с высшими учебными заведениями. Такое партнёрство дало бы возможность студентам ещё в процессе обучения получить реальное представление о рабочей обстановке на предприятиях.
В качестве одного из вариантов проблемы подготовки кадров для агропрома Правительство региона предлагает вернуться к опыту прошлых лет, когда специалистов для сельской местности готовили буквально со школьной скамьи. В муниципальные районы направили письма с просьбой подобрать ребят для обучения в сельскохозяйственных вузах на бюджетной основе. По мнению ректора Тюменской государственной сельскохозяйственной академии Н.В. Абрамова, активное участие в этом должны принять непосредственно руководители хозяйств.
– Досадно тратить время и бюджетные деньги на подготовку специалистов, которые изначально не намерены связывать свою жизнь с сельской местностью и никогда не применят полученные знания на практике. Если же сами работодатели подключатся к поиску кадров для своего предприятия ещё на начальной ступени профессионального образования, то вероятность того, что выпускник после получения диплома вернётся в родное село, а не останется в городе, будет намного выше, – поделился своим мнением Николай Васильевич Абрамов.
Для того, чтобы выпускники с первых дней работы могли приносить реальную пользу хозяйствам, в академии готовы по заказу конкретных предприятий вести обучение будущих специалистов по индивидуальным образовательным программам. Нужно лишь государственные стандарты в образовании привести в соответствие с потребностями конкретного сельхозпроизводителя. Для этого руководитель хозяйства при содействии преподавателей может разработать свой образовательный стандарт и утвердить его в национальном агентстве развития квалификации. В России оно появилось недавно, и система сертификации специалистов пока только развивается. Ректор Тюменского института переподготовки кадров агробизнеса А.К. Лазаренко рассказал, что эта система будет действовать по принципу, применяемому в большинстве развитых стран, когда оценку квалификации специалиста образовательные учреждения проводить не могут. В качестве пояснения Анатолий Константинович привёл такой пример:
– Это как в школе автовождения. Даже если сдали на «отлично» внутришкольный экзамен, «права» не получаем. Сначала проходим проверку в ГАИ, и только после этого нам выдают водительское удостоверение и выпускают на дорогу. Точно так же должно быть и в плане подготовки специалистов для предприятий любой отрасли. Кому, как не работодателю, оценивать уровень квалификации специалиста — ведь именно он «покупает» знания и умения выпускника, как товар.
По словам депутата Тюменской областной Думы Виктора Александровича Рейна, участие в разработке образовательных стандартов для работодателей – дело добровольное. Но вполне возможно, что со временем это станет законодательно закреплённой за ними обязанностью и нормой жизни. По мнению специалистов, такие изменения нужны системе образования для формирования реальных образовательных стандартов, работодателям – для идентификации компетентности специалиста, работникам – для умения определять уровень своей квалификации и, в соответствии с этим, своё место на рынке труда, а государству – для формирования политики в области занятости населения.
Анастасия ДЕМБИЦКАЯ