Медиакарта
1:13 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Мы не знаем, что орать!»

«Мы не знаем, что орать!»
10:57 | 05 мая 2011
Источник:

В Первомайском шествии наметилась «монстрация»

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Евгений КРАН /рис./

В воскресенье в Москве прошло более десятка различных митингов, демонстраций, политических и не политических акций. Праздник весны и труда в своих интересах использовали практически все политические силы. По столице вполне мирно ходили «единороссы», коммунисты, националисты, геи, курды и одетые в стилизованные костюмы «монстранты».

Самым многочисленным, по данным столичного ГУВД, стало шествие профсоюзов и сторонников партии «Единая Россия»: в нем участвовали до 25 тысяч человек. КПРФ вместе с другими левыми движениями, по подсчетам полиции, собрала 4,5 тысячи человек (сами коммунисты настаивают, что с ними от Калужской площади прошли не меньше 10 тысяч единомышленников).

На демонстрацию «Справедливой России» собралось около трех тысяч участников. ЛДПР набрала около двух тысяч человек. Несистемная оппозиция под флагами движения «Солидарность» вышла на Болотную площадь: по данным ГУВД, было около 250 человек, по словам организаторов – на сотню больше.

Наряду с привычными шествиями в Москве прошла так называемая «Монстрация» – художественное перфоманс-шествие молодежи под абстрактными пацифистскими лозунгами, придуманное новосибирским художником Артемом Лоскутовым. Московская «Монстрация», сообщает «Газета.Ru», оказалась в разы малочисленней, чем на своей родине, в Новосибирске. Организатор «Монстрации» Артем Лоскутов сообщил, что на шествие в Новосибирске собралось, по разным подсчетам, от 3 до 4 тысяч человек. Среди лозунгов были: «Олени всех стран, объединяшы!», «Больше мне с вами не о чем говорить», «Курица друг, а не еда».

Первыми на улицы Москвы вышли профсоюзы вместе с «Единой Россией». Общий сбор был назначен возле Белорусского вокзала в 8-30 утра. У рамок вокзальных металлоискателей демонстранты получили партийные майки и кепки. И уже в 9-00 внушительная колонна двинулась вверх по Тверской улице.

Федерация независимых профсоюзов России постаралась выдать максимум своих сторонников, но заявленных 30 тысяч человек все-таки не набралось. В пути колонну развлекали четыре оркестра, передвижная телевизионная станция и молодежь на скейтах, роликах и велосипедах.

Первые ряды активно кричали «Ура!», сонные митингующие в центре и конце колонны их почти не поддерживали, иногда лишь вяло скандируя: «Мир, труд, май». «Единороссы» несли транспаранты с лозунгами «В России заработал, в Россию и вложи!» и «Долой коррупцию и бедность». В середине колонны маячил красный флаг «Спартака».

До Тверской площади колонна добралась почти в полном составе, уже через двадцать минут на площади оставалось не больше тысячи человек, которые слушали мэра Москвы Сергея Собянина, лидера ФНПР Михаила Шмакова и первого заместителя секретаря Президиума Генерального совета «Единой России» Андрея Исаева.

В это же время на Пушкинскую площадь, сообщает «Российская газета», подошла колонна «эсэров». Николай Левичев выдавал на-гора десятки коротких лозунгов, которые с умеренным энтузиазмом подхватывала толпа. Геннадий Гудков предложил вернуть первому мая старый статус: не праздник труда, а день борьбы трудящихся за свои права.

Журналисты отмечают, что полиция, охранявшая мероприятие, не выпускала тех, кто хотел его покинуть (для того чтобы вынырнуть из моря оранжевых флагов, корреспонденту «РГ» потребовалось показать редакционное удостоверение). Объяснений подобным действиям как минимум два: то ли искушенные в политике столичные власти хотели довести максимальное число собравшихся представителей управляемой Кремлем оппозиции до места проведения митинга, то ли далекая от политических изысков полиция старалась, чтобы представители различных маршей не пересеклись на прилегающих улицах и попросту не передрались.

Как бы там ни было, а самой востребованной для разного рода оппозиционных движений оказалась колонна левых сил, что отпраздновала Первомай традиционным шествием от памятника Ленину на Калужской площади до памятника Марксу на Театральной площади.

Колонну возглавил лидер КПРФ Геннадий Зюганов в красной кофте и с букетом алых гвоздик. За ним шли около 5 тысяч человек с самыми разными лозунгами. Представители профсоюза мигрантов России требовали трудового равенства, члены «Пиратской партии России» выступали за свободу обмена информацией, а активисты Союза борьбы за народную трезвость предостерегали от употребления алкоголя и курения.

Удивление вызывали несколько десятков сирийских курдов, которые тоже пришли к месту сбора. Размахивая национальными флагами, они требовали на арабском языке отставки сирийского правительства Башара аль-Асада. «К сожалению, с московскими властями невозможно согласовать проведение отдельной акции у сирийского посольства», – жаловался журналистам председатель российской общины курдов Мустафа Сино. Впрочем, в шествии сирийцы участвовать не стали, сославшись на неотложные дела.

По пути к Театральной площади коммунисты еле отбились от группы нетрадиционно ориентированной молодежи с радужными флагами. Секретарь московского отделения Союза коммунистической молодежи Илья Сидоренко попытался отобрать у группы демонстрантов радужный флаг (символ гей-сообщества), за что был задержан полицией, сообщает «Коммерсант».

Шествие замыкала отдельная колонна анархистов и антифашистов. Около 500 человек в черной одежде скандировали: «Мы животных не едим, мы буржуев победим!» и «Мир – народам, война – властям!». Видимо, эти лозунги показались руководству КПРФ радикальными: на середине пути организаторам шествия с помощью ОМОНа удалось удалить молодежь из своей колонны.

Остальные акции были гораздо малочисленнее. ЛДПР на Пушкинской площади собрала около трех тысяч единомышленников (данные полиции и организаторов привычно разнятся), «Солидарность» на Болотной площади призвала около трехсот человек, националисты на Октябрьском поле – около двух тысяч.

С маршем националистов власти связывали самые большие опасения. Участники принесли имперские флаги (черно-желто-белые триколоры) и плакаты «Иммигрант, пора домой», «Меньше мигрантов – выше зарплата», «Держи кровь и разум чистыми».

«Это потому что все же пьют, Россия спивается, а должна сохранять самоидентичность», – объясняла журналистам смысл лозунга про кровь и разум демонстрантка лет 16 с черными крестами на руках. «Кто не курит и не пьет, ровно дышит, сильно бьет!» – скандировали её приятели с бритыми затылками. «Спорт! Здоровье! Национализм!» – подхватывала толпа.

Впереди колонны шел лидер запрещенного «Славянского союза» Дмитрий Демушкин, размахивая флагом на длинном древке. Руководство «Движения против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), тоже недавно объявленного вне закона, шествовало в первом ряду колонны с транспарантом «Мы освободим Россию!» Широко известный в узких кругах Владимир Ермолаев пел в мегафон «Мое поколение» группы «Алиса», его коллега Александр Белов (Поткин), окруженный совсем юными националистами, вскидывал правую руку со сжатым кулаком с криком «Русские, вперед!»

Лозунги «Твиттер лжет», «Лунатик, улетай», сопровождавшие движение «Русский образ», наводили на мысль, что его активисты несколько перепутали мероприятия. Но один из лидеров «Образа» Евгений Валяев объяснил журналистам, что лозунги не абсурдные, а со смыслом: под Лунатиком националисты подразумевают действующего главу государства Дмитрия Медведева и порицают его чрезмерное увлечение микроблогингом.

«Долой тандем карликов!» – скандировали политизированные члены «Русского образа». «Слава русскому труду, антифа гори в аду!» – отвечали демонстранты в куртках Thor Steinar и с символикой «Спартака» на имперском флаге. «Логики нет, но зато в рифму, молодежи нравится», – комментировал Валяев.

Пока националисты собирались на «Русский первомай», полицейский пытался объяснить организатору московской «Монстрации» Михаилу Маглову на «Трубной», что не допустит экстремизма во время акции, продолжает тему «Газета. Ru».

«Мирный митинг надо организовывать без экстремизма», – втолковывал офицер на фоне плакатов «Завоевание галактики начнется здесь» и «Утки – тоже ниндзя», «Выпадов чтобы не было и вопросов к государству».

Шествие «монстрантов» было согласовано от станции метро «Трубная» до «Чистых Прудов». Участие в «Монстрации» приняли около 200 человек.

«Ну и что встали, хипстеры?!» – дал старт кто-то с мегафоном. Впереди колонны развернули большую растяжку – «Лучше бы шли работать». Многие шли в разноцветных париках, шапках, буденовках, кто-то был одет в белый халат, один из участников обмотан бинтами. На плакатах красовались надписи: «Россия, ты чего?», «Suck my oil», «Завтра будет лучше, чем всегда», «Астральный мир – не проходной двор» и лаконичное «Ы».

Организаторы говорили журналистам, что акция, конечно, не политическая, но события в стране и мире вдохновили монстрантов (в толпе мелькал транспарант с портретом ливийского диктатора Муамара Каддафи и подписью «Прощай, икона стиля!»).

Нашли отклик недавний митинг «Хватит кормить Кавказ» (транспарант «Монстрации» призывал «Хватит кормить кошечек») и акция движения «Наши» против коррупции, символом которой был белый фартук («Развивай мозг, надень белый фартук», – призывали монстранты).

Многие слоганы также отсылали к популярным лозунгам московских митингов и шествий: «Нам нужна другая погода!», «Выйди на улицу, верни себе насморк!», «Единство нации в «Монстрации».

Митинг у памятника был недолгим. Монстранты успели прокричать «Есть чё?», «Мы не знаем, что орать!».

«Это самовыражение такое, арт-проект», – объясняли они смысл своей акции пожилому участнику митинга коммунистов. «У всего должен быть смысл и идея», – не соглашался тот.

Несерьезной акцию назвали и полицейские, осаждавшие организатора московской «Монстрации» Маглова вопросами, что будет дальше. «Расходиться по домам!» – проскандировали монстранты и стали спускаться в метро.