Медиакарта
13:23 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Героиня трудового фронта

Лариса ГИЗАТУЛЛИНА

• Мария Ивановна Семенец: «Жизнь моя богата и счастлива детьми и внуками».

Фото Сергея СТЕПАНЮКА


Когда наша машина остановилась возле дома Марии Ивановны Семенец, с лавочки, расположенной по соседству, поднялась одна из сидевших бабушек и, опираясь на деревянную тросточку, спешно направилась к нам.


– Ко мне что ль? А кто будете-то? – поправляя цветастый платок на голове, спросила пожилая женщина. Потом, заметив фотоаппарат, улыбнулась в догадке: – Кажись с газеты? Ну айдате в хату, там сподручнее будет.

Щёлкнув ключом в маленьком замочке, Мария Ивановна открывает дверь, приветливо улыбается и жестом руки приглашает зайти. Здесь тепло, чисто и очень уютно. На полу – небольшие паласы, домотканые дорожки, что ныне является редкостью, на подоконниках – комнатные цветы. Признаться, я была удивлена такому порядку и уюту, хозяйке-то дома 87 лет.

– Вот и весну дождались, скоро придёт пора в огороде копаться. В моём возрасте люди отдыхают, а я без дела сидеть не могу, мне надо чем-нибудь заниматься. К труду-то с детства привыкшая, – словно читая мои мысли, говорит Мария Ивановна.

Мы располагаемся с ней в зале за столом и под ровное тиканье висящих на стене часов начинаем разговор.

Моя героиня родилась и выросла в Русаково. С малых лет познала, что значит крестьянский труд: косить сено, полоть посевы, вязать снопы и многое другое. А вот освоить грамоту не довелось. Сначала в деревне не было школы, а когда она открылась, Маше уже исполнилось тринадцать лет.

– Не решилась пойти, как-то стыдно мне было сидеть за одной партой с малышами. Подумала, что будут смеяться надо мной, дразнить. Мало-мальски читать и писать научилась в вечерней школе, когда уже была взрослой, – с грустью вспоминает пожилая женщина. – Зато с малых лет знала всю домашнюю работу: с какой стороны к корове подойти, чем телёнка накормить, как похлёбку приготовить.

Детство Марии не было беспечным, да и юность не назовёшь безоблачной. Семнадцатилетней девушкой она села на трактор. Как сказала моя собеседница, в мирное время она никогда не пошла бы в трактористки – не женское это дело, просто пришлось. Война заставила...

– Меня тогда поставили перед выбором: выучиться на трактористку и остаться работать в колхозе или отправиться в трудовую армию. Я выбрала первый вариант, – рассказала Мария Ивановна.

Вспоминая о курсах по освоению трактора, которые были организованы в Сорочкино, моя героиня отметила, что у курсанток было больше практических занятий, чем теоретических. Не было времени для того, чтобы рассиживаться за партами – посевная и уборочная не ждут.

– Пахала, боронила и сеяла на колхозном тракторе до самого конца войны, – говорит Мария Ивановна. – Ой, тяжело приходилось, ведь на тракторе мало уметь ездить, его ещё нужно уметь ремонтировать. Бывало, сломается посреди поля, и не знаешь, где и какую гайку нужно крутить. Благо, жили дружно, выручали друг друга. Подъедут бабы, которые дольше работают и кое-что уже в технике смыслят, помогут. И дальше боронить...

На этом месте Мария Ивановна прервала свой рассказ, поднялась со стула и направилась к стоящему рядом серванту. Вернулась с папкой, в которой она многие годы хранит документы. Здесь удостоверение «Ветеран труда», юбилейные медали к 9 Мая, Почётные грамоты, полученные за победу в социалистических соревнованиях, самоотверженный труд во время полевых работ и другие.

– Грамоты мои уж пожелтели от времени, но всё равно берегу их. Они мне дороги, потому что каждая хранит частицу моей жизни, молодости. Время-то быстро пролетело, словно ветер. А в жизни ничего, можно сказать, наше поколение и не видело. Всё работали, работали.., – с грустью говорит Мария Ивановна.

После окончания войны юная Маша сменила профессию – пошла в доярки. Вскоре вышла замуж за вернувшегося с фронта односельчанина – Дмитрия. Она искренне верила, что с образованием семьи её жизнь станет намного счастливее и будет она за мужем, как за каменной стеной. В реальности всё сложилось иначе. Супруги нажили троих замечательных девчушек, а вот счастливой семьи не получилось. И как сказала Мария Ивановна, «помаялись сколько-то годков вместе, да и расстались».

Своих девочек подняла одна. Несмотря на занятость на работе, старалась уделять им побольше внимания. Видно, потому росли они послушными, внимательными и заботливыми. А сколько было радости у матери, когда её дочери получили образование и нашли свою стезю в жизни.

– Старшая, Тамара, устроила судьбу в Тюмени, Надежда – в родном селе Русаково. Сейчас обе находятся на пенсии. А младшенькая, Лилия, живёт и работает в Аромашево. У меня четверо внуков и столько же правнуков, – счастливо улыбается Мария Ивановна.

Дети не оставляют свою мать без внимания, часто наведываются в гости. Иногда вся семья собирается вместе. Тогда в родительском доме становится многолюдно, и он словно оживает.

– В такие минуты, наверное, счастливее меня нет человека на свете. Девчонки мои генеральную уборку в доме сделают, в огороде копошатся. И я без дела не сижу, варю им что-нибудь вкусненькое. Хоть и взрослые дочери и сами умеют хорошо готовить, а мамину стряпню до сих пор любят. Гляжу на своих детей, внуков и думаю: прожила я большую жизнь, выпало на мою долю много трудностей, невзгод и испытаний, но я ни о чём не сожалею, потому что они у меня есть, – поделилась женщина.

Наш разговор на этом подошёл к концу, и нужно было отправляться в обратный путь. Мария Ивановна проводила нас до крылечка, по-матерински пожелала доброй дороги. Эта замечательная, добрейшей души женщина оставила в моей душе самые светлые впечатления. Есть люди, от общения с которыми словно напитываешься добротой. На мой взгляд, Мария Ивановна – из числа таковых.