Юридические права, которыми наделяет нас закон при посещении магазина, весьма обширны. Просто многие о них не знают. Что же именно можно делать в магазинах самообслуживания, чувствуя плечо закона? Об этом мы беседуем с заместителем прокурора района Е.В. Зайцевой.
– Евгения Валерьевна, иногда в магазинах самообслуживания поиск соответствующего товару ценника превращается в увлекательную игру. Ценник рядом с товаром может не принадлежать ему, подходить, но показывать другую стоимость или отсутствовать вовсе. Что в этом случае делать покупателю?
– Во всех этих случаях нужно интересоваться у администратора о стоимости товара или смело отказываться от покупки, если что-то вас не устраивает. Надо не забывать проверять чек, не отходя от кассы. В условиях, когда переоценка товара в магазинах происходит ежедневно, сами продавцы не всегда успевают вовремя менять ценники. Оставлять товар на кассе – это самый разумный способ не платить магазину лишнее и указать персоналу на его неоперативную работу и нарушения правил торговли.
– В магазинах на входе требуют оставлять большие сумки в ячейках хранения, имеют ли такие просьбы юридические основания?
– Сдав сумку, мы заключаем с магазином договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению вещей. Обязывать покупателей при входе оставлять вещи в камере хранения продавец не вправе. Договор розничной купли-продажи является публичным договором, и магазин не вправе отказать покупателю в продаже товара, в том числе и по причине его несогласия сдать свои вещи в камеру хранения, поэтому просьбы охранника «оставить сумочки» должны оставаться лишь просьбами. Также работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретённых в других магазинах товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Покупатель при входе в супермаркет с вещами обязан ставить в известность работников торгового зала об аналогичных товарах, приобретённых в другом магазине.
– Должен ли покупатель возмещать ущерб магазину за товар, который был испорчен по неосторожности или из-за узких проходов между прилавками?
– Если товар был испорчен неумышленно, то беспокоиться не о чем. В противном случае – при наличии видеозаписи или свидетелей – вас могут обвинить в мелком хулиганстве и привлечь к административной ответственности. Если же причинённый ущерб будет значительным, то в этом случае виновный понесёт уголовную ответственность. Договор розничной купли-продажи считается заключённым в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Товар до момента покупки принадлежит продавцу. Покупатель имеет право оставить выбранный им товар перед кассой и уйти из магазина. А вот кушать неоплаченные продукты в магазинах самообслуживания нельзя. Это может быть расценено, как кража или незаконное извлечение пользы из имущества, принадлежащего другому лицу.
– Имеют ли право охранники магазина задерживать и удерживать подозрительного покупателя?
– Главная задача охраны в случае инцидента – вызов милиции. Ни права обыска, ни права бездоказательного задержания у них нет. Ссылаться надо, прежде всего, на статьи Конституции 22 (право на свободу и личную неприкосновенность) и 35 (гарантированность частной собственности). И если не рассматривать случаи необходимости пресечения преступления, например, задержание очевидного грабителя, схватившего вещь на глазах у всех и пытающегося скрыться, то максимум, что может сделать охранник, – предложить дождаться вызванного милиционера или попросить показать содержимое сумок. Только попросить. Согласно закону, правом на личный досмотр обладают лишь сотрудники милиции, которые могут производить его в присутствии двух посторонних свидетелей и с составлением протокола досмотра. Показания к такому досмотру могут быть: сигнал охранной магнитной рамки, наличие видеозаписи с кражей товара, свидетельства очевидцев. Во всех случаях нарушения ваших прав вы можете сделать запись в жалобную книгу магазина, затем обратиться с претензиями на конкретного охранника или иного работника к руководителю предприятия. Сведения и личные данные сотрудников магазина должны быть у них на нагрудном значке. Кроме того, можно обратиться в отдел защиты прав потребителей или в районный отдел милиции.
Наталья Гладковская