Зоя Шастова (в девичестве Логинова) вспоминает своё военное детство со слезами на глазах. Ей и её ровесникам выпало испытание голодом и холодом.
Отец умер в 1937 году, мать осталась с шестью детьми, старшему из которых было 14 лет, а младшему семь месяцев. Зоя Васильевна вспоминает, как они с сестрой и братишками стояли, вцепившись ручонками в гроб, и мало понимали, что наполовину осиротели.
Родилась Зоя Васильевна в 1930 году в деревне Снегирёво Армизонского района. Там и прошло её детство. Вместе с сестрой и братьями она полола поля, а мать работала в колхозе дояркой.
На подворье были корова, куры и прочая живность, но это не спасало от голода: душил продналог. Всё, что удавалось добыть в своём хозяйстве, приходилось отдавать государству. Спасал огород – овощами питались круглый год. Ещё помнит моя собеседница, как в лесу находили с ребятами съедобные медуницу и пучки. Дефицит соли восполняли тем, что брали воду в солёных озёрах.
Зое Васильевне рано пришлось наниматься няней в чужие семьи, а в школу довелось ходить только три года, потому что надеть и обуть было нечего. Это уже после войны она сдаст экзамен за четвёртый класс и получит документ о начальном образовании.
В Заводоуковск Зоя Шастова переехала с семьёй, в которой работала прислугой. Потом Зоя Васильевна трудилась в хлебопекарне, затем на хлебозаводе, позже санитаркой в местной больнице и здесь же 20 лет поваром.
Вместе с мужем Михаилом Александровичем они вырастили сына и дочь. Но судьба готовила Зое Васильевне новые испытания – рано умер муж, потом не стало и дочери.
Утешение для неё – три внука, внучка и правнук. Для них вяжет бабушка носки и варежки. Им рассказывает о своём детстве и юности.
Людмила ПРИВАЛОВА
Фото автора