На очередном заседании комиссии по делам инвалидов при Администрации района речь шла о состоянии детской инвалидности в районе. У нас проживают 115 детей-инвалидов. По словам районного педиатра Г.А. Качалиной, половина из них – это дети с психическими отклонениями в здоровье и расстройствами в поведении.
Диагноз «умственная отсталость» поставлен тридцати семи детям, специфические расстройства языка и речи имеются у двадцати одного ребёнка. Большое количество детей у нас становятся инвалидами из-за болезней нервной системы – их почти тридцать, в основном страдают ДЦП. И только в единичных случаях другие заболевания приводят к ограниченным возможностям в жизни.
В прошлом году районным филиалом бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области было впервые освидетельствовано двадцать детей в возрасте до 18 лет. Категория «ребёнок-инвалид» была определена девятнадцати. Годом раньше их было 16 человек. С каждым годом всё больше детей получают инвалидность в раннем возрасте. За последние годы, отметила председатель филиала В.В. Фадеева, не было направлено на МСЭ ни одного ребёнка с врождёнными пороками сердца. Ранняя диагностика, оказание медицинской высокотехнологической помощи оказывают положительные результаты. Пятеро детей в прошлом году было реабилитировано медико-социальной экспертной комиссией. Все дети – с речевыми нарушениями. Логопедическая помощь, оказанная им, позволила снять с них инвалидность.
За этой помощью пришлось родителям обращаться к областным специалистам. В районе нет профессионалов, способных оказать квалифицированную помощь инвалидам. Одно дело – в детском саду «поставить» детям звуки, совсем другое – исправлять врождённую патологию. Если в посёлке есть логопеды хотя бы в детских садах, то в сельской местности реабилитировать детей-инвалидов некому. Только один ребёнок из числа реабилитированных проживает в селе. Есть среди инвалидов такие дети, которых при помощи психологов и логопедов в дальнейшем можно будет полностью реабилитировать.
Каким образом осуществляется реабилитация детей-инвалидов – об этом рассказала Г.А. Качалина. В программу реабилитации входят стационарное лечение при обострении хронических заболеваний и профилактические мероприятия, амбулаторное обследование и лечение, лечебная физкультура и массаж, санаторно-курортное лечение. В 2009 году в стационаре пролечилось более двадцати детей-инвалидов, в Тюмени – 14 детей. В детском санатории «Родник» пролечились 15 детей-инвалидов, в «Надежде» оздоровлено шестеро.
На заседании попытались определить причины возникновения инвалидности в детском возрасте. На первом месте, по мнению медиков, стоят социально-экономический и генетический факторы – злоупотребление родителями алкоголем, низкая материнская ответственность за здоровье и воспитание малыша, отсутствие планирования семей, низкий уровень благосостояния большинства семей, где растут дети-инвалиды. На учёте в детской консультации состоят около сотни социально неблагополучных семей.
Была на комиссии поднята и другая проблема – отказ многих родителей от получения набора социальных льгот в пользу денег. Получая деньги, они лишают детей бесплатного медикаментозного лечения.
Рассматривали вопрос организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями со стороны районного Отдела образования. Цель образовательных учреждений – создать условия для этих детей для получения образования по специальным коррекционным программам. Об этом говорила специалист Отдела образования С.А. Иванова. По коррекционным программам в районе обучаются 164 ребёнка с ограниченными возможностями. И не все из них имеют инвалидность. В коррекционной школе № 3 обучаются 60 детей, и только третья часть имеют группу инвалидности. Остальные дети обучаются в сельских школах по специальным программам. Их специфика заключается в профессиональном обучении и социальной адаптации ребёнка. Двадцать детей в районе находятся на домашнем обучении. Педагоги школ прошли специальную подготовку по работе с такими детьми. Со временем все дети-инвалиды, возможно, будут обучаться в обычных школах рядом со здоровыми. Так происходит во многих цивилизованных странах. В этой ситуации дети с ограниченными возможностями в здоровье быстрее адаптируются в обществе.
Пока мы ещё отстаём от многих стран в работе с инвалидами, где уже давно работают, к примеру, методики адаптации детей с синдромом Дауна или аутизмом. Для тех учреждений, которые обязаны работать с инвалидами, поставлена задача – укреплять их здоровье и реабилитировать занятиями спортом и творчеством. Надо позволить детям жить полноценной жизнью и не обрекать их на одиночество. Инвалидам нужна помощь и милосердие всего общества. Мудрый Сократ сказал: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить».
Любовь Алексеева