Медиакарта
19:02 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из истории Катышки

Глядя на наш поселок, с каждым днем растущий и развивающийся, сложно поверить, что век назад здесь не было больших домов и просторных улиц. Только представьте, всё население Катышки (а это не более четырехсот человек) можно было разместить в здании пятиэтажки, что на улице Садовая.

А если точнее, к 1917 году в поселке проживало 397 человек, из них 165 мужского и 232 женского пола. Об этом свидетельствует письмо крестьянского начальника 6-го участка Ишимского уезда в Тобольское Губернское Управление. Этот документ, хранящий историю нашей малой родины, до недавнего времени не был никому известен. Переписка, частью которой он является, хранится в Тобольском Государственном архиве. Сотрудники Голышмановского краеведческого музея провели там не один день, кропотливо работая над документами почти столетней давности. Теперь, благодаря их исследовательской работе, эта информация доступна и нам.

Необходимость в таком точном подсчете жителей возникла в связи с разрешением вводить в железнодорожных и торговопромысловых поселках сельское общественное управление. Крестьянскому начальнику следовало «представить сведения о числе поселков, в коих должно быть введено общественное управление..., о составе населения, его главнейших занятиях, а также на каких землях расположены эти поселки, и в то же время позаботиться о скорейшем образовании поселковых обществ и о введении в них общественных управлений». Также надлежало организовать поселковый сход – непредставительный распорядительный орган, выбиравший сельских должностных лиц (сельского старосту, сборщика податей), заменявшихся каждые три года. В ответ на это был отправлен отчет о результатах первого Катышенского поселкового схода, который состоялся 15 мая 1916 года: «Поселок Катышка расположен на арендованной земле, принадлежащей Зиминскому сельскому обществу Голышмановской волости. В состав схода вошли все лица, имеющие постоянное домообзаводство в поселке Катышка, независимо от сословия, вероисповедания и пола».

Так в Катышке появился предшественник современной Думы, решавший насущные проблемы селян. Решения поселкового схода считались законными только тогда, когда на сходе присутствовали: поселковый староста или замещающее его лицо, не менее половины всех крестьян, имевших право участвовать в сходах. Решения принимались большинством голосов. При их равенстве – большинство считалось на той стороне, за которую выступал староста. Первого Катышенского старосту выбрали тогда же. Стать им мог любой домохозяин, постоянно проживающий в поселке, старше 25 лет, не состоявший под судом и следствием, и «не замеченный ни в чем предосудительном». Вот что сообщается о кандидатах на эту должность:

  1. Берко Нахманов Дегтярев 46 лет, крестьянин д. Скаредной Ишимского уезда, вероисповедание иудейское, грамотный.

  2. Адриан Иванов Уржумов 43 года, крестьянин пос. Самаринского Ишимского уезда, вероисповедание православное, грамотный.

Сход, состоявший тогда из 43 человек, изъявил свое желание, чтобы Дегтярев был утвержден на пост старшины, а Уржумов его заместителем, с возложением на него обязанностей сборщика.

Поселковый староста, кроме председательствования на сходе, имел еще ряд исполнительских, а также самостоятельных функций. В его обязанности входило: созывать и распускать поселковый сход, поддерживать на нем порядок, приводить в исполнение решения схода, распоряжения волостного управления, учреждений, заведовавших управлением и поземельным устройством крестьян, местной полиции и правительства, следить за сохранностью межевых знаков на землях крестьян, обеспечивать своевременный взнос денежных сборов и других повинностей, следить за соблюдением условий и договоров, заключенных крестьянами. На него возлагались также функции полицейского характера: охрана общественного порядка, предупреждение потрав хлеба, лесных пожаров и порубок, задержание бродяг, беглых и доставка их в местную полицию. В случае совершения преступления – проведение предварительного дознания, задержание виновных, обеспечение сохранности следов преступления до прибытия полиции или судебного следователя.

Поселковый староста имел право за незначительные проступки подвергать виновных следующим наказаниям: общественные работы до двух дней, денежное взыскание до одного рубля, арест до двух дней.

Подготовила Дарья Плодник по материалам Голышмановского краеведческого музея.