А.Г.Елфимов. Мальта. Фотоальбом. Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», 2010. 252 с.
Текст Нина Ягодинцева
Средиземноморская Мальта, героиня следующего альбома Аркадия Елфимова, словно проступает из прозрачной морской воды, её лёгких бликов – это цветовое решение обложки тоже представляется весьма удачным, сразу создаёт настроение
«Миниатюрная страна с головокружительной историей», «последнее рыцарское государство на земле» – в общем-то, автор приводит фразы, характерные для рекламных туристических проспектов, но надо признать, что они очень привлекательно представляют нам новый объект пристрастного внимания сибирского фотохудожника.
Большинство необходимых для восприятия фотоколлекции сведений здесь вынесено в авторское предисловие, но часть пояснений служит своеобразными тематическими разделителями внутри альбома. Отдельно в самом начале даны страницы «эпохи русской истории Мальты» – глава «Приветствие Духа». По словам автора, «важнейшие мальтийские святыни стали два столетья тому назад святынями русскими: десница Иоанна Крестителя, частицы Древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божией Матери…»
Здесь, на Мальте, сошлись в дальнем поединке Восток и Запад, здесь происходил напряжённый диалог православия и католичества, а если заглянуть в глубь веков, именно здесь по легенде было место семилетнего «пленения» Одиссея нимфой Калипсо – даже грот их показывают туристам. А ещё более древние святилища из гигантских глыб остаются безмолвными свидетелями и вовсе безвестных событий… Воистину «сказочный ключ Средиземноморья»!
Предыстория, эмоционально изложенная автором, заставляет особенно внимательно вглядываться в виды города, открывающиеся на первых страницах альбома. Пока это беглые туристические впечатления, общий обзор, но вот на развороте появляется вид с моря на старинную крепость – и это завязка сюжета, романа с таинственной землёй, тем более что и здесь возникают рифмы с Россией.
Рассказывая о мегалитах, автор упоминает, что они встречаются в Европе, а также в Крыму и на Кавказе. Ну а мы добавим, что ведь и на Урале тоже: у нас есть «младший брат Байкала» – озеро Тургояк, и там на острове Веры в начале нового тысячелетия тоже были обнаружены археологами большие каменные сооружения – мегалиты, по возрасту более древние, чем наш легендарный Аркаим…
Много внимания фотохудожник уделяет видам фортификационных сооружений, которые восхищали наших соотечественников ещё в семнадцатом веке. Он приводит пространное описание крепости, принадлежащее перу стольника Петра Андреевича Толстого (1698 год), и его вывод: «…вражеские войска смогут её [крепость – примеч. Н.Я.] захватить, только если Бог того пожелает».
Впрочем, если говорить о повседневной жизни жителей Мальты, представленной в альбоме, то она вполне обычна и узнаваема – может быть, поэтому ей уделено не так много авторского внимания. Для него (и для читателя тоже) здесь более привлекательна экзотика – колёсные экипажи, автобусы, катера…
Но вот что действительно воспринимается как несомненная экзотика – так это искусная работа ветра и воды над прибрежными скалами, пещеры и гроты каменного лабиринта. И здесь присутствие человека ощущается ничтожно мало, а преобразующее воздействие его на природу не прослеживается вообще: как будто не было только что в нашем поле зрения крепостной мощи и городской суетливой тесноты. Только море, небо, скалы, солнце…
Затем фотохудожник проводит нас средневековыми улочками, своеобразными мальтийскими садами, неприхотливыми «дикими» пляжами, а на последних страницах альбома медленно угасает день, и солнце уходит за край моря.
Главный вывод автора альбома – на последних страницах. Он – о человеческой способности преображать мир. «Мальта – уникальный пример того, как упорное трудолюбие может из мёртвого клочка суши создать жизненное пространство, обустроить его красивыми городами, обиходить удобствами, наградить своей культурой, традициями…» Елфимов отмечает, что облик мальтийских городов практически не изменился за последние 200 лет, что здесь хорошо знают и ценят свою историю… Очень хочется, чтобы это впечатление о Мальте тоже рифмовалось с Россией!
…Одного зимнего вечера хватило на то, чтобы совершить два увлекательных путешествия в очень неблизкие страны. Перелистывая альбомы и обнаруживая, как многое на Земле, даже в самых удалённых друг от друга уголках её, рифмуется, перекликается, узнаётся как родственное или родное, понимаешь, что планета совсем невелика, и современные технологии вполне способны быстро свести разноцветье и пестроту – природные и человеческие – к некоему глобальному стандарту, единому знаменателю.
Как важно сохранить сегодня и «всемирную отзывчивость», и национальную самобытность, и способность уникально видеть мир – так, как может, например, сибиряк увидеть Бразилию… Ведь это разнообразие (возвращаюсь к мысли автора фотоальбомов) – залог развития, открытия нового в самом себе и своей жизни.
Под впечатлением этих книг нельзя не сказать о том, что русский опыт мировосприятия и русский проект глобализации – «цветущая сложность», диалог самобытных культур, – это открытый путь в будущее, а довлеющий сегодня «глобальный стандарт» потребительства – утрата всякой надежды на гармоничное развитие, это неизбежное разрушение природы вокруг и Природы в человеке.
Редки и кратки исторические периоды, когда интерес человека к окружающему миру не обусловлен сугубо практической необходимостью. Но только в эти периоды человек и может считать себя истинно свободным – для познания, творчества, поиска нелинейных решений…
Похоже, сегодня мы переживаем именно такой период, и он дан нам вовсе не для растраты – скорее, для свободного осмысления уроков Природы и Истории, для выбора пути и смысла. И нужно помнить, что времени до новых вызовов, которые нам непременно предъявит реальность, не так уж много.