Медиакарта
16:48 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Обыкновенная» 88-я!

Текст Виктория Ермакова

Этот телевизионный сюжет чуть больше года назад облетел всю страну: Владимир Путин посетил тюменскую школу № 88, встретился с её учениками и педагогами.

Журналистам разных каналов показалось особенно интересным, что премьер говорил со старшеклассниками не только о том, как реформа образования отражается на обычных окраинных школах; ребята по собственной инициативе предложили ему для обсуждения больную для множества россиян тему – ипотечное кредитование. В продолжение Владимир Владимирович сам уже на большую аудиторию заговорил о мерах, которые надо принимать, чтобы и в условиях экономического кризиса проценты по ипотеке оставались доступными.

Памятная для всего школьного коллектива встреча состоялась в конце февраля 2010 года, после неё жизнь вернулась в привычное русло: сдача ЕГЭ, расставание с выпускниками, приём первоклашек, уроки, олимпиады, конференции, спортивные соревнования, и вот уже не за горами очередной единый государственный экзамен. По этому расписанию живут практически все школы страны. Не удивительно, что на вопрос «А почему именно к вам решил заглянуть премьер-министр?» директор 88-й Елена Владимировна Головчак и отвечает соответственно: «Потому что мы обыкновенная городская школа с нормативным финансированием. Ну, может быть, ещё учитывалось наше расположение вблизи правительственной трассы… »

-Елена Владимировна, я-то слышала, что школа у Вас не такая уж обыкновенная… Широкое применение современных технологий – пока ещё не обыденность для большинства средних образовательных учреждений, а ведь вы изначально пошли именно этим путём.

-В 2001 году, когда мы открывались, было решено делать ставку на развитие информатизации, как средства повышения качества образования учащихся. Школа стала областной экспериментальной площадкой и городским инновационным центром в этом направлении. К сегодняшнему дню уже многое достигнуто. Если сказать коротко, то эффективность информатизации почувствовали и педагоги, и дети, а я по опыту знаю, что это достаточно высокая планка… И ещё хочется добавить: бытует мнение, что чем больше ребёнок сидит за компьютером, тем меньше он читает. Вы, наверное, знаете, что нынешний год объявлен в Тюмени годом чтения, в связи с чем между учебными заведениями проводятся различные конкурсы. Так вот, именно наши ребятишки стали призёрами как лучшие читатели, а также победили в номинации «Самый читающий класс». Есть у школьников и другие увлечения: наш хор два года подряд занимает первые места в городе, заметный уровень мастерства показывает хореографический ансамбль, мини-футбольная команда стала лидером среди школ УФО, теперь мальчишкам предстоит отстаивать честь округа на российских соревнованиях. Школа № 88 превратилась в культурно-досуговый центр всего микрорайона: здесь организовано 76 кружков и секций по самым разным направлениям.

-А какие составляющие школьной жизни Вы уже не мыслите без информационных технологий?

-Мы их используем во всех сферах образовательного процесса, чтобы добиться его открытости и дать возможность участвовать в жизни школы как учащимся, так и родителям, и педагогам. Наличие сервисов с доступом к различным информационным и консультационным ресурсам расширяет поле знаний учащихся; методическая составляющая информационно-образовательной среды ориентирована на поддержку учителей; виртуальные родительские собрания и консультации с удовольствием посещают родители. Электронные услуги включают в себя даже поступление в первый класс: в прошлом году через сайт школы к нам было зачислено шестьдесят человек! Дети и родители привыкли к электронным дневникам и домашним заданиям. Учащиеся с удовольствием используют автоматизированную систему, позволяющую, например, формировать индивидуальное меню в столовой. Родители также имеют возможность проследить, как питается их ребёнок. Ведь кому-то достаточно салата, сока и маленькой булочки, а кто-то помимо этого закажет мясные щи и сосиску, куриное филе или биточки из говядины.

Информационные технологии мы внедряем и в управленческий процесс. В основе - сетевой программно-технологический комплекс Net-школа, расширенный с учётом наших потребностей. Разработаны специальные программы, позволяющие отслеживать эффективность учебных занятий и воспитательных мероприятий, вести мониторинг качества подготовки учащихся по всем образовательным дисциплинам, диагностировать и корректировать проблемы обучения.

-Если я правильно понимаю, ваш сайт в Интернете доступен всем желающим, а Net-школа – это некое внутреннее пространство, куда могут попасть только дети, родители и педагоги. Кстати, это местная разработка?

-Net-школа была разработана в Самаре, мы стали одними из первых, кто её внедрил. Да, в ней имеются специальные разделы, которые доступны только нашим детям или только учителям, и лишь мне как руководителю открыта вся информация. Есть даже специальная рубрика: «Вопросы директору». В прошлом году в ней обсуждались достаточно серьёзные моменты, касающиеся организации учебного процесса. Поскольку это был конструктивный разговор, в котором приняли участие и ученики, и родители, наш педагогический коллектив, прислушавшись к их мнению, провёл необходимую работу. Сегодня острых тем нет, ребята заглядывают в рубрику, чтобы просто пообщаться с директором. Основное внимание сейчас концентрируется вокруг очередного конкурса «Лучшие учителя России»: дети и родители спешат проголосовать за своего любимого педагога. Достойных кандидатур много, хочется отметить, что с 2006 года победителями стали 10 педагогов нашей школы.

-А как все эти инновации помогают учителям на уроках?

-Учитель проектирует урок на основе ИТ технологий (технология веб-квестов, технология обучения в глобальной Сети, технология сотрудничества) и принципов информационного взаимодействия. Ресурсы учителей, размещённые в открытом доступе, позволяют внедрять элементы дистанционного обучения. Когда в школе был объявлен десятидневный карантин, учителя отправляли детям домашнее задание – видеоуроки, творческие проекты, тесты. Это помогло нам не отстать от утверждённой программы. Более того, по некоторым предметам, таким, как история, между детьми и учителями завязалась и до сих пор длится переписка – настолько интересными оказались вопросы, данные для самостоятельного изучения.

Есть в нашей практике и такой опыт: в силу объективных причин учащиеся 10 класса какое-то время изучали физику через дистанционный курс. На уроке с помощью компьютера они самостоятельно выполняли всё, что им задал учитель. Отсутствие личного контакта с преподавателем компенсировалось on-line консультациями, форумом, электронной перепиской. Результат эксперимента оказался очень интересным: качество обучения не только не упало, оно возросло, но не все ребята остались довольны. Думаете, почему? Потому что на обычном уроке многие надеются, что сегодня их не спросят - значит, можно немножко помечтать, расслабиться. А когда у каждого личное задание, тут хочешь не хочешь - надо браться и выполнять. Опять же ученики талантливые, одарённые радуются, если им предоставлена возможность дистанционно пройти какой-нибудь базовый курс, а потом больше времени уделить подготовкам к олимпиадам и конференциям по любимому предмету.

-А любимый предмет для большинства из них, наверняка, информатика? Ведь очень большой процент Ваших выпускников поступает после школы на соответствующий факультет ТюмГУ.

-Да, в университет на информатику и математику поступают многие. Есть ребята, которые успешно учатся в московских и питерских вузах… Хотя и будущих филологов мы воспитываем, и геологов, и строителей – всё зависит от личных склонностей. Что же касается современных технологий, они присутствуют в каждом предмете: компьютерная графика в ИЗО, компьютерные аранжировки на уроках музыки. Поскольку мужчин-преподавателей технологии (в прошлом труда) в нашей школе нет, мы заменили заводское оборудование станками с программным обеспечением. Теперь на них не страшно работать и нашим учительницам, и девочкам-ученицам. Можно, например, взять любой понравившийся узор и перенести его на дерево или ткань. Одна из старшеклассниц даже приносила в школу старинный рушник. Ей захотелось скопировать и сохранить вышивку, над которой когда-то трудилась её прабабушка.

В кабинете валеологии мы применяем компьютерные программы, позволяющие обучать детей диафрагмальному дыханию и приобретению навыка саморегуляции. В результате занятий у учащихся улучшается психоэмоциональное состояние, кровоснабжение головного мозга, что непосредственно отражается на повышении успеваемости.

-Елена Владимировна, подготовка юных граждан страны, способных жить в мире высоких технологий, – одна из главных задач, определённых президентом Медведевым в «Нашей новой школе», и по многочисленным отзывам, Вы с ней справляетесь… А какие из пунктов инициативы потребуют дополнительных усилий, новых наработок со стороны школьного коллектива?

-В инициативе Дмитрия Анатольевича Медведева большое внимание уделяется школьной инфраструктуре – комфортной, удобной, безопасной. Наше здание – долгострой, проект 1987 года, реализованный в начале нового тысячелетия, так что современным требованиям оно не вполне соответствует. Приходится заниматься его усовершенствованием. Сейчас думаем о том, как помочь адаптироваться детям с ограниченными возможностями - например, сделать для них пандусы. Хочу заметить, что наша школа – один из трёх существующих в городе центров, которые занимаются дистанционным обучением «особых» ребятишек. Их у нас двенадцать, причём только двое – ученики 88-й…

Мы стали одной из пяти школ города, которые раньше других перейдут на новые образовательные стандарты. В этом году по ним обучаются первые классы, в следующем - первые и вторые, и так далее... Стандарты нового поколения предусматривают учебные занятия и два ежедневных часа внеучебной деятельности. Основная цель – научить детей добиваться личного результата, развить понимание, что учатся они не для папы и мамы, а для самих себя. Например, каждый ребёнок должен завести собственное портфолио, включающее творческие работы, рисунки, поделки, нестандартные, не по шаблону найденные решения задач. Мы же начали отрабатывать две модели внеучебных занятий: в одном случае с ребятишками занимается их учитель-предметник, в другом – педагоги дополнительного образования.

В «Нашей новой школе» отдельно говорится о работе с одарёнными детьми – это тоже огромный пласт деятельности. С первых дней учёбы мы начинаем выявлять и развивать юные таланты, в старших классах каждый такой ребёнок получает индивидуальное сопровождение. Наши учителя понимают: улучшить материальное положение они могут не только в случае прямого повышения заработной платы, но и совершенствуясь вместе со своими учениками, побеждая в профессиональных конкурсах, выигрывая призы и гранты, которые, между прочим, достигают и двадцати, и пятидесяти тысяч рублей…

-Определившись с направлением школьной специализации, Вы специально подбирали себе компьютерно грамотных сотрудников или переучивали уже имеющийся коллектив?

-Поскольку открывалось новое учебное заведение, люди в нём собрались в основном из других школ района. Естественно, были те, кому пришлось учиться работать с компьютером, но ведь педагогические вузы выпускают сегодня всё больше молодёжи, которая не мыслит без него существования, имеет собственные сайты, блоги. У каждого поколения свои плюсы: на стороне ветеранов огромный организационный опыт, поэтому даже если они не в состоянии освоить информационные технологии, я не считаю нужным их ломать, им обязательно найдётся в школе место. Средний возраст наших педагогов – 36 лет, и это очень хорошо: уже накоплен определённый багаж знаний и практики, но не угасло и желание узнавать что-то новое. Коллектив сложился стабильный, заинтересованный в результатах своего труда. Приятно, что за последние годы пять учителей у нас вступили в ипотеку, в том числе незамужние женщины и матери-одиночки.

-Кстати, об ипотеке… Всё-таки что за увлекательная дискуссия состоялась на эту тему у ваших ребят с премьер-министром Путиным?

-Среди современных технологий, которые практикуют наши преподаватели, есть веб-квесты, задания практической направленности, напоминающие ролевые игры. На уроке математики ребята получили задание, связанное с покупкой квартиры по ипотеке. Они должны были посчитать, выгодно или нет брать кредит в банке, а если да, то в каком и под какие проценты. Кто-то выбрал роль покупателя, кто-то - банкира, кто-то - журналиста, анализирующего информацию, но в конечном итоге всё сводилось к математическим вычислениям. Отчёт каждый готовил на своё усмотрение: как презентацию, как буклет или страничку сайта. Кстати, позднее этим исследованиям нашлось применение: одна из наших учительниц взяла ипотеку в банке, воспользовавшись рекомендациями ребят… С Владимиром Владимировичем Путиным старшеклассники заговорили как раз об этом: показали ему свои расчёты, а он посоветовал им изменить условия задачи с учётом первоначального взноса. Так что, как видите, всё взято из реальной жизни, к которой – это уже говорилось выше – мы и стараемся всесторонне подготовить наших учеников.