Три года назад в существовавшем ещё тогда «Голышмановомежрайгазе» за собственные средства выстроили здание для аварийно-диспетчерской службы. Созданы здесь все условия для того, чтобы люди могли находиться на круглосуточном дежурстве: есть комната отдыха, кухня с газплитой и микроволновкой, телевизор. Работа ответственная: в любое время дня и ночи бригада спешит на помощь: у кого-то в квартире пахнет газом, у кого-то неисправно оборудование.
Диспетчер Нина Григорьевна Грибенюк говорит, что в среднем за сутки поступает по 10-15 обращений. Все данные заносятся в специальный журнал и в компьютер. С момента получения заявки машина выезжает по указанному адресу в течение пяти минут. Максимальное время, за которое бригада должна добраться даже до самой отдалённой деревни в районе – 40 минут. Всего в АДС две бригады: одна обслуживает район, другая – посёлок, в составе каждой водитель и слесарь.
По данным начальника аварийно-диспетчерской службы Е.С. Черепанова, с начала текущего года поступило 349 заявок. Бригады 29 раз выезжали на ГРПШ, основная проблема – их замерзание. С тревожными сообщениями о запахе газа звонили 65 раз. Вообще природный газ, как известно, запаха не имеет, чтобы «предупредить» людей об опасности утечки, в него специально добавляют адорант. Самое большое количество заявок – 135, поступило по поводу неисправности внутридомового газового оборудования. Мастером ВДГО в Голышмановском ПЭУ работает В.А. Дюков. Всё, что касается сложных ремонтов котлов, замены горелок, счётчиков – его обязанности. Специалист в прошлом году прошёл обучение в Тюмени и Саратове, в скором времени снова собирается повышать квалификацию в областном центре. Но, как справедливо заметил начальник производственно-эксплуатационного участка А.В. Пономарёв, выявить неисправность в газовом приборе – это полдела, главное – её устранить. Вот здесь уже вопрос в наличии запасных частей. Импортный котёл с электроникой как иномарка: выйдет из строя – необходимую деталь можно купить только в сервисном центре.
Весь персонал аварийно-диспетчерской службы в январе прошёл ежегодную аттестацию. Работают здесь стажисты: В.А. Зиман, А.В. Иванов, Н.И. Халенков. А.И Плешкунов. Порой слесарям надо выполнять и роль психологов. Пожилые люди газа просто боятся, любая мелочь вызывает тревогу, беспокойство. Поэтому и звонят сразу в АДС. Порой обращаются «не по адресу»: если с электричеством проблемы, с отоплением, на пожар вызывают. Хотя во время пожара на место выезжают все службы, «04» – в числе первых. Задача «аварийки» – полностью отключить подачу газа, проверить, есть ли в доме баллоны со сжиженным газом, вынести их. Помогают газовики и огонь тушить. С начала года, к примеру, «аварийка» пять раз на пожар выезжала. Когда нет заявок, аварийщики обслуживают по графику магазины, гаражи, мастерские, проводят осмотры и ремонты, согласно заключённым договорам дважды в год. В Голышмановском районе 200 таких объектов.
На выезд по заявке с бригадой АДС напросились и мы. За рулём – Александр Иванович Попов, он уже всех потребителей в посёлке знает в лицо и по фамилии, 22 года в службе газа. Слесарь, Алексей Андронов, шесть лет на предприятии трудится.
Пенсионерка Г.П. Андреева встретила газовиков с надеждой: что-то с газовым котлом происходит – шумно работает. После осмотра слесарь делает вывод, что в системе отопления воздух, вместе с хозяйкой проверяют батареи. В обязанности «04» это не входит, но не бросать же человека с проблемой один на один.
– Я вызываю ребят не первый раз, спасибо им большое, – говорит Галина Петровна, – пока не убедятся, что всё в порядке, не уедут.
Вызов хозяйке обошёлся в пятьдесят рублей – это плата за услугу, поскольку повреждений не обнаружили, ничего не ремонтировали. В противном случае за ремонт оборудования выставили бы отдельный счёт. Повторный вызов бригады – уже бесплатный, кроме того, есть и гарантийный срок после проведённого ремонта, в течение которого «аварийка» приезжает бесплатно.
В службе эксплуатации есть полностью укомплектованная аварийно-ремонтная бригада. Здесь есть сварочное оборудование, электрические генераторы. Что называется, «тяжёлая артиллерия», которая будет задействована в особых случаях, когда силами аварийной бригады не смогут обойтись. К примеру, сбили газопровод или на каком-либо участке обнаружено серьёзное повреждение.
А телефоны круглосуточной службы газа должен знать каждый: «04» или 2-56-08. Здесь вам всегда ответят и помогут.
Ирина Шадрина
Фото Екатерины Кадочниковой