Медиакарта
5:54 | 19 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«В нас есть такой закон: движение – вперёд...»

Спрос на настоящих профессионалов будет всегда. Правда, иногда происходит так: есть достойное предложение – найдётся и спрос. В жизни педагога Л.К. Сухановой эта истина «срабатывает» уже не в первый раз.

Будущий учитель химии, выпускница Ярославского пединститута Людмила Зоринова ступила на перрон Голышмановского вокзала впервые в далёком шестьдесят девятом. Почему выбор горожанки, одной из лучших студенток вуза, привыкшей к наполненной культурными событиями жизни рядом со столицей, пал на непрестижное захолустье? Свою роль сыграл Его Величество Случай, который, по сути, «вытянул» для ребят из сибирской глубинки «счастливый билет»…

То, что попала далеко не в райские кущи, ярославчанка поняла сразу по прибытии. Не смутилась, не запаниковала при виде непролазной грязи и однообразных серых домов. Не тот характер. Вышло так, что в преподавательской судьбе Людмилы Константиновны Сухановой глубинка стала точкой роста… протяжённостью в сорок с лишним лет.

С 1971 года Л.К. Суханова – учитель химии школы №1. Вспоминаю, какой я запомнила её, будучи ученицей. Химия не была «моим» предметом, но на уроки «Констанции», как мы любя называли её между собой, идти всегда хотелось. В её интерпретации этот предмет казался не только лёгким, но и таким же важным, как, скажем, русский язык или алгебра. Она нередко преподносила новую тему так, словно у нас на глазах совершала научное открытие. «Высокий уровень преподавания»... Приведённая мною оценка из характеристики Людмилы Константиновны в немалой степени подтверждает истину о том, что сегодня сельское образование не хуже городского.

«Нельзя халтурить, когда работаешь с детьми». Этому своему принципу работы в школе Л.К. Суханова остаётся верна и сейчас. Выйдя на пенсию, она продолжает свою педагогическую деятельность. Поначалу уехала преподавать в родной город, а сегодня несколько раз в неделю курсирует в Ламенскую школу – ведёт там химию и биологию. Редко кто отважится, находясь на «заслуженном отдыхе», преподавать новый для себя предмет да так, чтобы ученики не только успевали, но и становились призёрами предметных олимпиад, успешно сдавали его при поступлении в вуз. Стоит ли говорить в таком случае о подготовленных ею победителях разного уровня состязаний по химии в течение многих лет. Педагог умеет заинтересовать предметом, которому обучает. Среди её выпускников – врачи, медсёстры, фармацевты, преподаватели. Педагогический талант Л.К. Сухановой отмечен двумя грантами международного фонда Сороса. Как учителю удаётся постоянно поддерживать внимание учащихся к изложению учебного материала? Секрет – в чёткой продуманности уроков, в живости и динамичности повествования, умении эмоционально выделить главное.

В недавнем соцопросе, призванном определить, какими качествами сегодня должен обладать современный педагог, выявилось расхождение во мнениях. Учителя и студенты педвузов поставили на первое место профессионализм и педагогическое мастерство, ученики и их родители – такие личностные свойства, как понимание, терпение и доброта. Людмила Константиновна убеждена в том, что сегодня педагогу нужно не только владеть современными технологиями обучения и отлично знать свой предмет, но и верно выстраивать линию своих взаимоотношений с администрацией школы, коллегами, учениками и родителями, а также занимать правильную позицию при возникающих в школе конфликтных ситуациях. Плюс работать над повышением своего культурного уровня.

Я не думаю, что с введением всеобщей компьютеризации в нашем обществе повысится уровень знаний и культуры, – считает педагог. – Самое главное в школе – это личность учителя, его духовный и интеллектуальный потенциал. Потребность в хорошем образовании в ребёнке формирует именно школьный учитель...

Её эрудированности и широкому кругозору можно позавидовать. С ней можно поговорить обо всём. И о поэтессе Цветаевой, к примеру, может рассказать, и знанием истории России блеснуть, и порассуждать о политической ситуации в стране... Что ещё её отличает от других педагогов? Она поддерживает связь со своими бывшими учениками. Не случайно на встречах выпускников многие из них хотят увидеться прежде всего именно с ней. Знают точно – учителю небезразлично, как складывается их судьба.

Умеет удивлять и удивляться. Не пройдёт мимо чужой беды, всегда поможет в трудную минуту друзьям. Любит делать незапланированные подарки – просто так, чтобы порадовать. Я заметила ещё одно немаловажное свойство, раскрывающее её человеческую суть, – Людмила Константиновна бывает искренне рада за других, если на это есть основания. Её жизненное кредо звучит так: «Надо любить жизнь. За всё!.. Учиться видеть в ней больше хорошего, чем плохого. Иначе не стоит жить». Кстати, помогает Людмиле Константиновне именно жить, а не выживать сегодня, по её словам, «наследственный аппарат», – тот фундамент, который заложили родители своим воспитанием. Своё жизнелюбие и оптимистичность она унаследовала от отца. В стойком характере, в искреннем и живом интересе ко всему и всем, наверное, и таится та самая «батарейка питания», по сути, источник молодости душевной, которая движет ею по жизни, не позволяя сбиться с заданного самой себе «маршрута».

Наталия ЕРМАКОВА

Фото Екатерины Кадочниковой

На снимке: Л.К. Суханова.