Медиакарта
20:48 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Согретые Сибирью

Согретые Сибирью
14:23 | 11 мая 2011
Источник: Призыв

«Любимый город может спать спокойно и видеть сны, и зеленеть среди весны»… Мне представляется, что именно эта песня олицетворяет огромную любовь ленинградцев к своему городу во время долгой разлуки с ним. Эта песня о военных лётчиках прозвучала в фильме «Истребители», снятом в 1939 году на Киевской студии художественных фильмов (тогда ещё не имени Довженко). Её написали, как вы помните, Никита Богословский с поэтом Евгением Долматовским, а первыми слушателями были герои-лётчики, воевавшие в Испании. Песню исполнил молодой Марк Бернес. Лирическая, проникновенная, она помогала жить и побеждать, как многие песни довоенной и военной поры: «Спят курганы тёмные», «Одержим победу, к тебе я приеду на горячем боевом коне», «Тёмная ночь».

Это был удивительно музыкальный, эрудированный народ – ребята из Ленинграда. Они привезли в сибирскую эвакуацию – отдалённое, старинное село Агарак – красивые песни. Когда, уже после войны, в клубе показывали фильмы «Истребители», «Александр Пархоменко», «Два бойца», многие, как могли, подпевали: фильмы новые, а песни известные! Их пели ленинградцы.

А ещё они пели свои, «ленинградские» песни, самодеятельные, как сейчас бы сказали. Совершенно в непрофессиональном – народном стиле и духе созданные. Незатейливые стихи идентичные музыке. Помню, как-то, лет пятнадцать назад, меня пригласили на заседание краеведческого клуба «Родники», посвящённое теме Великой Отечественной войны. Звучало много песен и стихов: на «Родники» пригласили агаракцев-участников войны и трудового фронта. Настолько душевная воспитывающая была встреча. И вдруг отдельной страницей звучит тема Ленинградского детского дома в эвакуации. И исполняется педагогами школы песня «Студенточка», которую «привезли» с собой воспитанники детского дома. Нигде и никогда я её раньше не слышала. И после – тоже.

Учились агаракские и ленин-градские дети вместе. Семилетняя школа располагалась в двухэтажном здании в центре села с печным отоплением и массивной лестницей на второй этаж. (Здание пережило столько эпох. Я помню, что в советское время там располагался сельсовет. Оно сохранилось и по сей день). На верхнем и нижнем этажах – учебные классы. Для занятий использовалось и соседнее одноэтажное здание. Школа была многочисленной. В семилетнюю – реорганизована в 1934 году. Она обслуживала четырнадцать населённых пунктов Агаракского сельсовета: Тапы, Крутилову, Зломанову, Барсуки, Сергееву, Выползову, Сосновку, Горки, Берёзовку, Елизаровку, Верх-Речки, участок химлесхоза Дальневосточный. Это были живые деревни, обустроенные, крепкие, со своими традициями. К примеру, из Тапов, находящихся в пятнадцати километрах от Агарака, в школу ходило больше двадцати детей, до пятнадцати – из Барсуков, до двадцати – с Верх-Речек. Школьный музей сохранил паспорт семилетней школы – официальный документ, содержащий все сведения о ней. По нему с абсолютной подлинностью можно восстановить состав педагогического коллектива военных лет. Агараку повезло, здесь трудились энтузиасты музейного дела, народные архивариусы Анатолий Яковлевич Быков, а позднее – Надежда Валентиновна Иванова – основатель клуба «Родники». Они сохранили многое из того, что обретает сегодня особую цену. Список педколлектива: Иван Прокопьевич Кармацких, учитель истории, работающий в школе с 1939 года, Пётр Павлович Попов, учитель начальных классов – с 1937 года, Григорий Павлович Черепанов – с 1924 года – педагоги-стажисты. Ефросинья Пантелеевна Брагина, Нина Ивановна Погарская, Антонина Ивановна Лебедева, Ия Петровна Попова пришли в школу в военные годы. В характеристике на прилежащие здания значится, что школе принадлежало три здания и три дома-квартиры. Главное (двух-этажное) здание было построено в 1880 году, ещё два – в 1894 и 1904 годах. К дореволюционному периоду застройки относятся и дома-квартиры. В списке обязательного учебного оборудования – наборное полотно «касса» для азбуки, счёты, одна таблица метрических мер, шесть деревянных метров, угольник и циркуль, карты по истории и географии, три компаса, один глобус. Большое количество граф наименований учебно-наглядных пособий и приборов содержат прочерки. Из спортивного оборудования – мяч и две гранаты. При полном отсутствии наглядности, выпускницы семилетней школы заканчивали курсы трактористок, показывали хорошие технические знания, водили и ремонтировали ХТЗ и ЧТЗ. В списке авторов, рекомендованных для уроков чтения тех лет, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, М.Горький, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов.

Мне живо представляется атмосфера тех уроков: строгих, содержательных, трудных в бытовом смысле. Маленькие ленинградцы стойко переносили все трудности. В этом смысле чем легче было выживать в блокадном Ленинграде? Они полюбили Агарак с добротными крестовыми домами с огромным числом окон в затейливых наличниках. Такие они видели только на старинных гравюрах – в инее и сугробах, со столбами печного дыма, как древняя колоннада, подпирающими небосвод. Весной – своя неповторимая красота: хороводы черёмух. Всё яркое, молодое, свежее. И вся эта сибирская красота – неотрывна от войны, от сводок с фронтов Совинформбюро, от всего, что удалось пережить в блокадном Ленинграде.

Холодные зимы, нелёгкий крестьянский быт, точными свидетельствами закреплённый за учениками хлеб: сколько граммов в день на человека. По воспоминаниям агаракцев, это были особенные дети, осиротевшие ещё до войны в результате политических репрессий: свой облик, свои чаяния и надежды. Для агаракцев их пребывание в селе было особой категорией долга – сохранить ленинградских ребятишек, как особую государственную, нравственную, человеческую ценность.

Сразу после войны дети Ленинграда вернулись в свой любимый город, но настолько «прикипели» к сибирской глубинке, что многие годы вели переписку с агаракскими школьниками. В музее – не одно поколение выпускников знает и помнит – хранится альбом с дарственной надписью: «Сибирякам – ленинградцы». В альбоме фотографии города на Неве, их любимые площади и проспекты: стрелка Васильевского острова, Петропавловская крепость, площадь Революции, вид на Неву. Бережно хранится фотография, которую прислали воспитанники детского дома в 1960 году. В нижнем ряду – директор детского дома во время эвакуации Екатерина Александровна Савинова. На обратной стороне – фамилии всех ребят: Хейфец Лена, Скляр Гриша, Левин Фима, Мойжешевский Изя, Бейлин Миша… 36 учащихся: девочки в парадных белых передниках, с бантами в косах, мальчики в строгой ученической форме. Хочется рассматривать эти альбомы и снимки, угадывая течение человеческих судеб. И маленькое село, и мало похожий на школу двух-этажный купеческий дом в их восприятии, повседневную жизнь в деревне.

Когда ж домой товарищ мой вернётся,

За ним родные ветры прилетят.

Любимый город другу улыбнётся,

Знакомый дом, зелёный сад и верный взгляд…

Провожали ленинградцев трогательно и тепло. Надо было видеть их лица в предощущении встречи с дорогим городом, каким-то новым счастьем. Полные огромной благодарности ко всем тем, с кем вместе преодолевали серьёзные жизненные испытания.

Т. УСОЛЬЦЕВА

Фото А. БУТКЕЕВА