Медиакарта
20:27 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Владимир Гультяев: «Доверие намерен оправдать…»

В районе новый глава. Всем интересно: откуда, кто таков? Вот эти вопросы мы и задали Владимиру Николаевичу ГУЛЬТЯЕВУ.

- Владимир Николаевич, наши читатели уже знают, что родом вы из Ишима, что вам 40 лет, а по первому образованию вы педагог. Почему выбрали именно эту профессию?

  • Педагогом я стал случайно. Хотел быть юристом. Но чтобы попасть в юридический институт, необходимо было иметь стаж работы или два года службы в армии. Школу я закончил в 16 лет: в армию ещё рано, а на работу в милицию не брали. Отец сказал: «Нечего болтаться, в городе есть институт – поступай». Педагогический был единственным вузом Ишима на тот момент.

- Ваши родители имели какое-то отношение к педагогике?

  • Никакого. Мама всю жизнь проработала в торговле, отец – вечный водитель. 10 лет назад отца не стало. Мама по-прежнему живёт в Ишиме, в этом году ей исполнится 70. Учёба в институте давалась легко. Любимым предметом всегда была математика.

- Учителем быть не собирались, но всё же стали им?

  • К окончанию вуза у меня уже была семья, которую нужно было обеспечивать. Так получилось, что пришёл в районо устраиваться на работу по специальности: в сельской местности педагогам платили больше на 25%, чем в городе, и предоставляли жильё. Вакансия для меня нашлась в селе Боровое, это в 10-12 километрах от Ишима. Моя жена к этому времени закончила университет – преподаватель иностранных языков, и когда мы приехали в Боровскую школу, директор, узнав об этом, обрадовался, что получает вместе с «трудовиком» ещё и «англичанку».

Работа захватила с первых дней. На меня свалили всё, что было свободно и что можно свалить на мужчину в школе: трудовое обучение, кружки и секции, обучение вождению и правилам дорожного движения, ОБЖ, черчение… Уроки проводил во всех классах – с 1 по 11-й. Обучал мальчишек и девчонок, очень быстро нашёл с ними общий язык. Девчонки на ОБЖ не стеснялись задавать свои «чисто женские» вопросы, мы обсуждали многие непростые темы. Может, испытывали меня как молодого учителя, но никто на уроках не хихикал. Спустя год работы в школе завуч предложила мне пройти аттестацию, а позже педагогический коллектив поддержал мою кандидатуру на должность директора. Но я отказался: считал себя не готовым к этому.

- Профессия педагога дала опыт, который пригодился в дальнейшей жизни?

  • Без сомнения. Она научила видеть в каждом маленьком ребёнке личность. В школе невозможно работать со всем классом. Подход надо найти к каждому, каждого услышать, понять, объяснить, помочь решить ту или иную проблему. Школа дала опыт общения, умение слушать и слышать, углубила знания психологии и педагогики. Ну а в житейском плане благодаря своей первой профессии по хозяйству любую работу выполню.

- У сельского учителя, семейного человека, отца маленького ребёнка оставалось время на спорт?

  • Спортом я занимался с детства. В 4 классе увлёкся дзюдо, занимался им и в школе, и в институте. Потом были рукопашный бой, модный тогда бодибилдинг, парашютный спорт…

В Боровом организовал секцию: гантели, гири, штанга. Что-то с собой привёз, что-то нашлось в школе. Ребята, с которыми я занимался, рассказали, что в спорткомплексе пустует тренажёрный зал. Оборудование там было, только местные мужики поснимали с него всё, что может пригодиться в хозяйстве. Мы всё это восстановили, и стали там тренироваться. После наших тренировок в зале занимались волейболисты – чего, мол, вы железяки таскаете, давайте с нами… Я влюбился в волейбол и до сих пор играю в своё удовольствие. Волейбол – это командная игра, благодаря которой я обрёл опыт общения с односельчанами.

- Как вы стали главой сельской администрации?

  • В 1996-м вышел закон о местном самоуправлении, в стране проходили выборы – депутатов сельских Дум, глав поселений. Созвали сход и в нашем селе. Я пришёл на собрание усталый, после тренировки. Вдруг слышу: «А давайте Гультяева в депутаты выдвинем!» – «Нет, давайте лучше в главы!» – «Давайте!» Так, не успев толком ничего сообразить, я оказался в числе кандидатов на должность главы сельского поселения. Всего кандидатов было 5, на выборах я набрал наибольшее число голосов и стал первым выборным главой Боровского муниципального образования. По меркам Тюменского района оно небольшое: 1200 жителей, 3 населённых пункта.

Выборы прошли 26 декабря, а 28-го надо было выходить на новое место службы. Я абсолютно не представлял, чем мне придётся заниматься. Но в работу вникать пришлось быстро – вопросы посыпались сразу.

На территории было крупное подсобное хозяйство «Сургутнефтегаза» - совхоз «Колос». Бюджет муниципального образования был бездотационным, жили полностью за счёт своих доходов. На совхозе держалась вся инфраструктура поселения. Но в первый же год моей работы главой нефтяники стали сокращать вливание средств в подсобное хозяйство. Начались задержки по заработной плате, по уплате налогов. Учителя, которые ещё вчера меня во всём поддерживали, сегодня подали в суд. Суд постановил: задолженность выплатить…

Наступили времена бартера, взаимозачётов, дефицита «живых» денег. Одними из плательщиков районного бюджета были предприятия Газпрома, они рассчитывались товаром в зачёт налогов. Я привез учителей на базу, и они в счёт долга по зарплате выбирали полотенца, постельное бельё, посуду, утюги...

Совхоз «Колос» начал избавляться от непрофильных активов – дорог, котельных, водопроводов, детсада, Дома культуры, сбрасывая всё это на муниципалитет. А в нашем бюджете на содержание этих объектов – ни копейки. Детсад передали – через некоторое время пришлось его закрыть. Уличное освещение «сбросили» на администрацию – фонари выключили. Без воды нельзя было людей оставить, поэтому уговорили старичка-пенсионера «за спасибо» включать и выключать насос.

По совхозной котельной приняли другое решение – вошли в программу газификации, начали переводить на автономное отопление школу, ДК, администрацию.

Муниципалитеты в ту пору получали средства напрямую из бюджета области. Писал письма в департамент финансов: доказывал, что доходная база поселения уменьшилась, необходимы дотации. Средства пошли, жизнь налаживалась. Но с первых дней приходилось считать, грамотно распоряжаться финансами.

Уже в 1997-м стало ясно: моего педагогического образования недостаточно, и я поступил на юрфак в университет, заочно. Учиться нравилось – во-первых, сбылась моя давняя мечта, а во-вторых, я знал, чему именно хочу научиться.

В повседневной работе возникало множество вопросов, связанных с землёй, с паями, с переходом права собственности. Начало развиваться предпринимательство – земля требовалась в аренду под магазины, кафе, шиномонтажки. Знание всех юридических тонкостей было необходимо – не наездишься же с каждым вопросом в администрацию района. Тем более что на территории не было участкового, самому приходилось решать бытовые споры. Типичная картинка того времени: поздно вечером стук в окошко, на пороге женщина в слезах: пьяный муж буянит, ты власть – вот иди и разбирайся…

А в апреле 1999-го мне позвонили из приёмной главы Ишимского района: в 8 утра надо быть у Владимира Анатольевича Ковина. Зачем, почему – я не предполагал. Глава предложил мне пост своего первого заместителя, дал сутки на обдумывание. Предложение я принял.

- Каким был круг ваших обязанностей?

  • Вопросы экономики всех предприятий, ЖКХ, строительство, ремонты, реконструкция, связь, дороги, транспорт, гражданская оборона и чрезвычайные ситуации, да и сельское хозяйство косвенно тоже. Владимир Анатольевич говорил: «Если в коровнике нет воды – виноват не заместитель по сельскому хозяйству, а тот заместитель, который курирует ЖКХ».

Конечно, не хватало каких-то специальных знаний, но я никогда не стеснялся спрашивать, вникал в технологии, читал специализированные книги и журналы. Может, поначалу кто-то и посмеивался над моей дотошностью, но через некоторое время меня уже нельзя было поставить в тупик.

Многое внедряли. Одними из первых в системе ЖКХ ушли от так называемого второго этапа газификации. Начали переходить на автономное отопление учреждений. За один сезон, ликвидировав 3 центральных котельных, построили 23-24 мини-котельных. Дома переводили на поквартирное отопление, причём нашли котлы, которые монтировались в стену – для того времени это было новшество.

Ликвидировали МУПы в коммунальном хозяйстве. Было два предприятия, создали третье, потом раздробили его, появились частные. Сломали всю привычную систему ЖКХ, но та система, которую создали взамен старой, работает до сих пор и работает с прибылью.

Заместителем главы Ишимского района я работал с 1999 по 2007 год – почти 8 лет. Это был очень интересный период жизни, который способствовал накоплению управленческого опыта, приобретению знаний в самых разных отраслях хозяйства.

- В 2007-м вы становитесь главой Абатского района. Какой вы увидели эту новую для себя территорию?

  • Вообще, каждая территория интересна по-своему. В Абатском очень мощный, устоявшийся жизненный уклад, самобытные, зажиточные люди, каждый со своим мнением. Если в Ишиме не было своего райцентра (так же, как и в Тюменском), то в Абатском такое ядро было: райцентр – вроде как город, всё остальное – провинция, село.

Было очевидным, что район опоздал в своём развитии. Слабо продвигали газификацию, дорожное строительство, результаты развития образования тоже не соответствовали современным требованиям. Преобразования в АПК только начинались. Хозяйства были очень мелкие, со всеми вытекающими отсюда проблемами. На одном из совещаний я спросил: признайтесь честно, сможете работать по-старому или будем объединяться? Было создано новое предприятие – ООО «Быструшинское», постепенно оно вобрало в себя все мелкие совхозы, и сегодня это 80% экономики сельского хозяйства Абатского района.

Построили газопровод, соединивший несколько крупных сёл. Параллельно уходили от центральных котельных, объекты переводили на автономное газовое отопление. Создали новую систему ЖКХ. Навели порядок с собственностью, чётко отслеживали платежи – и в бюджет пошли приличные доходы. Поменяли структуру управления – сделали её более мобильной. Привлекли наши небольшие строительные организации для возведения жилья на территории. Для Тюменского района это не новшество, а в Абатском инвесторы боялись вкладывать собственные деньги в строительство даже 1-2-квартирных домов. Администрация района приобретала квартиры под все категории населения – для детей-сирот, для переселенцев из ветхого жилья, для бюджетников. Средства стали инвестировать не только местные застройщики, но и представители бизнеса Ишима, из Викулово.

4 года – небольшой срок, далеко не всё удалось сделать, но и заметные перемены есть.

- Первые впечатления о Тюменском районе?

  • Большая территория. Не однородный, не сугубо сельский район. Есть населённые пункты, где занимаются сельским хозяйством, есть рабочие посёлки, где сгусток промышленности. Причём и промышленность, и сельское хозяйство – по направлениям. Очень мощная социальная сфера – разноплановая и разноуровневая.

Пока проехал немного территорий, больше встреч провожу даже не на объектах, а в кабинете – есть текущая работа, от которой не уйти. Начал работать с главами поселений – от чёткой деятельности органов власти на местах, от нашего взаимодействия будет зависеть развитие района. Я – человек команды. Привык работать в команде и с командой. Надеюсь, такая команда у нас будет. Мою кандидатуру на должность главы Тюменского района поддержал губернатор Владимир Владимирович Якушев, за меня единогласно проголосовали депутаты Думы Тюменского района. Такое доверие нельзя не оправдать.

Я солидарен с Эйнштейном, который вывел математическую формулу успеха: Успех=Работа+Отдых+Молчание. Молчание необходимо тогда, когда нужно принять однозначное решение, но если есть сомнения – долго напитываюсь информацией и решение принимаю после того, как изучу все мнения. Сейчас у меня этап накопления и переработки огромного объёма информации…

- У жителей «столичного» остались вопросы, но ответы на них они получат в процессе деятельности нового главы района. А на главные – кто таков, откуда – мы, надеюсь, ответили.

Беседу вела Тамара НЕКРАСОВА.