Медиакарта
11:36 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Житейская мудрость

«Вот это Ольга и Татьяна, живут в Тюмени. А на этом снимке Люба. Она сейчас в Тарко-Сале. Здесь - Вера, сфотографировалась дома, в Демьянском. А это Тамара, она, как и другая дочь Наталья, живёт в Хантах. На этой фотографии покойная Надежда. Вот семья единственного сына Володи. А это…»

Еще долго знакомила меня заочно с продолжателями рода многодетная мать из Солянки, награжденная орденами

«Материнская слава» трех степеней и «Медалью материнства», Капиталина Архиповна Добрынина. Затем, отложив в сторонку современные фотографии многочисленных внуков (которых у нее двадцать шесть) и правнуков (их десять), взяла в руки старенький обычный альбом для рисования. На его пожелтевших от времени страницах - выцветшие фотографии давних лет, наклеенные старательной детской рукой.

«Эта карточка мне особенно дорога, - показывая на фотографию мужчины в косоворотке и картузе, с присущим ей местным своеобразным говором поделилась 79-летняя женщина. - Это мой отец Архип Иосифович Мокроусов. Погиб на Великой Отечественной войне, оставив сиротами шестерых детей.

Не напрасно говорят, что лучше семь раз гореть, чем один раз овдоветь. Тяжело пришлось матери во время войны, как и всем женщинам деревни Инкина, которая была как на острове - с разных сторон подходили к ней Иртыш и речка Дуванка. Два года подряд (в 1945 и 1946 годах) нашу деревню затопляло. Жителей на неводниках переправляли в Солянку.

Здесь вся наша семья ютилась у крестной, в семье которой жил дед Иосиф. Как главу рода мы его очень любили и слушались. Жили одной большой, дружной семьей, ведь свой своему поневоле друг. Спали вповалку, одни - на полатях, а другие - на голбце. Как только становилось потеплее, все ребятишки перебирались на поветь под полог.

Когда у меня появилась своя семья, то вспоминая с благодарностью поддержку со стороны близких в горе и в радости, я очень хотела, чтобы и мои дети так же научились ценить семью. Говорить об этом особенно не приходилось. Наши дети сами видели и понимали, что нам с мужем без помощи мамы, с которой мы всегда жили вместе, а после ее смерти - без тети Авдотьи, их восьмерых было бы не поднять.

Я вот иногда думаю: сейчас современные родители порою с одним, двумя детьми управиться и сладить не могут, а как мы всё успевали? Ведь стирали, пряли ночами, пекли хлеб, встав в три часа. К восьми утра я уже была на ферме, где работала телятницей, а доярки и вовсе на утреннюю дойку уходили еще раньше. А у каждой был дом, дети, которых нужно было обшить-обвязать. Помню, пока последней дочке носки свяжешь, старшие уже босыми пятками сверкают.

Большая семья тем и хороша, - продолжала размышлять моя собеседница, - что ребятишки дома рано приучаются к труду. Сама я, как многие ровесники во время войны, уже с десяти лет в колхозе пасла овец, работала на заготовке кормов, косила сено. А после войны была на лесозаготовках.

Вот и мои дети, едва подросши, уже трудились на покосе рядом со взрослыми. С какой гордостью они брались сначала за грабельки, сделанные по росту, а там уж и за вилы, чтобы ворочать сено! Старшие нянчили младших, приглядывали за ними, помогали по дому, по хозяйству и на огороде. А после школы бежали ко мне на ферму помогать. Надо сказать, рано приобщившись к труду, они научились быть ответственными за порученное дело. Да и помогая родителям в совхозе, каждый делал для себя вывод - после школы учиться дальше или работать в сельском хозяйстве.

Мы всегда с почтением относились к родителям, постарались научить этому и своих детей. Помню, какую гордость испытывали мы с мужем Никандром Петровичем, глядя на детей, внуков и правнуков, собравшихся на нашу золотую свадьбу в 2001 году (на снимке). Я то и дело вытирала слезы счастья, застилавшие глаза».

Вот уже и ухоженная усадьба Капиталины Архиповны с аккуратным домом, обшитым с помощью детей желтым сайдингом, и с палисадом, полным проснувшихся по весне кустов и многолетних цветов, остались позади. А у меня перед глазами всё стояло мудрое лицо этой женщины, которое не портили ни прожитые годы, ни огромные линзы очков, и звучали ее слова: «Что нужно женщине для счастья? Муж и дети, не забывающие родителей, бабушек и дедушек. И чем больше детей в семье, тем больше счастья Бог дает родителям, научившим их беречь семейные ценности. Тогда и жизнь будет в радость, и работа будет ладиться».

Нина ПЕЛЕХ

Фото из семейного альбома Добрыниных