Раньше все спокойно в автомобилях возили детей на руках, и это считалось безопасным. Но жизнь говорит об обратном: ребёнок на руках у взрослого подвергается даже большему риску. В марте этого года на 231 километре трассы Тюмень-Омск произошла авария, в которой погиб двухлетний малыш. В момент столкновения машин он находился на руках у мамы. По данным Управления ГИБДД Тюменской области, с начала этого года в аналогичных ситуациях на дорогах региона уже погибло четверо детей. В большинстве случаев ребятишки могли выжить, если бы во время аварий были надёжно пристёгнуты ремнями безопасности. Казалось бы, ситуация ясна как день: пристёгивать детей нужно. И всё же споров у водителей с инспекторами дорожно-постовой службы по поводу перевозки в автомобиле детей возникает немало. Об этом – наш разговор с инспектором по исполнению административного законодательства ОГИБДД ОВД «Голышмановский» лейтенантом милиции Марией Сергеевной ГРИБАЧЁВОЙ.
– Мария Сергеевна, с 2007 года использование детских кресел или иных «удерживающих устройств» стало обязательным. Что подразумевается под формулировкой «специальные детские удерживающие устройства»?
– Приспособлений для удержания ребёнка множество. Какое из них использовать — решать родителям. Главное, чтобы устройство обеспечивало безопасность маленького пассажира и подходило ребёнку по росту и весу. Автокресла и подушки-бустеры предусмотрены для детей ростом до 150 сантиметров. Если ребёнку нет двенадцати лет и он выше этой отметки — для его перевозки на заднем сидении можно использовать специальный адаптер на штатный ремень безопасности.
– Где в салоне лучше всего устанавливать детское кресло или удерживающее устройство?
– За водителем: анализ ДТП показывает, что такие пассажиры при столкновениях страдают меньше остальных. Самая опасная ситуация для ребенка, когда он сидит непристёгнутым посередине на заднем сидении, то есть в промежутке передних сидений.
– Конструкция некоторых автокресел предусматривает их установку спиной против хода движения автомобиля. Это не запрещено?
– При наличии в автомобиле подушек безопасности перевозить ребёнка спиной вперёд на сидении рядом с водительским категорически запрещается, поскольку при ударе подушки могут травмировать маленького пассажира. Впрочем, есть автомобили с отключаемой подушкой безопасности. Если вы заблокировали функцию «выброс подушки при ударе», можно устанавливать детское кресло против хода движения. Но я бы ребёнка в любом случае посадила лицом вперёд. В этом случае вероятность получения травм при аварии намного меньше.
– В пути ребёнок может устать и заснуть на заднем сидении. Что делать: останавливаться и ждать, пока ребёнок выспится?
– Здесь ответ однозначный: если ребёнок не может находиться в кресле, вы не можете ехать.
– Как быть, если на заднем сидении автомобиля штатные ремни безопасности отсутствуют?
– В правилах сказано, что при перевозке на заднем сидении автомобиля детей допускается использование любых специальных устройств, на переднем – только кресла. Значит, в таком случае ребёнка нужно перевозить на переднем сидении в автокресле. Есть ещё один вариант — переоборудовать автомобиль и установить ремни безопасности.
– Водители такси порой предупреждают пассажиров с детьми, мол, кресла нет, если остановят — штраф будете сами платить. Правомерны ли эти требования? И чья забота — детское кресло – в таком случае?
– Штраф выписывается на имя водителя, ведь именно он осуществлял перевозку ребёнка. И требовать от другого человека уплаты штрафа таксист не вправе. Хотя по закону хозяева таксомоторов не обязаны укомплектовывать свои машины детскими автокреслами. Есть и другая ситуация с такси. Водитель, увидев, что пассажир с ребёнком и без кресла, может отказаться от выполнения заказа. И он будет прав, хотя многие родители возмущаются, мол, такси — это общественный транспорт, значит, в нём можно перевозить детей без удерживающих устройств. На такси правила перевозки детей распространяются так же, как и на частные автомобили.
– Многих родителей возмущает и утреннее патрулирование экипажей ДПС возле детских садов. Как вы к этому относитесь?
– В декабре прошлого года на пешеходном переходе возле детского сада «Ёлочка» машина на большой скорости сбила маму, которая вела малыша за руку. И если бы женщина не оттолкнула ребёнка в сугроб, он вряд ли бы остался живым. Задача инспекторов – не допустить повторения подобной ситуации. В области регулярно проводится профилактическое мероприятие под названием «Детское кресло». В его рамках предписано проверять соблюдение правил перевозки детей всюду, в том числе и возле детских садов. Ни одному человеку не покажется приятным, что его наказывают. Мы привыкли к подобным высказываниям, это издержки нашей службы.
– Мария Сергеевна, многие родители перевозят своих детей, усадив их на заднем сидении на обычные подушки и пристегнув штатными ремнями безопасности. Это допустимо?
– Нет, так делать нельзя. В правилах чётко сказано — при помощи специальных удерживающих устройств, обычная подушка таковым не является. Понятно, что даже самое дешёвое кресло стоит несколько тысяч рублей. Но есть адаптеры и бустеры, они не такие дорогие — цена в пределах нескольких сотен рублей. Подушка- бустер должна быть закреплена на заднем сидении. Если она ёрзает под ребёнком – это уже нарушение. А удар по семейному бюджету – это не самое страшное. Пережить боль утраты родного человечка гораздо труднее. Думаю, что родители погибшего в аварии ребёнка отдали бы всё, чтобы повернуть время вспять. В прошлом году на территории нашего района пятеро детей пострадали в авариях, но, к счастью, остались живы. И их папы и мамы не менее трудно переживают случившееся. Ведь увечий можно было избежать.
Подготовила Анастасия Дембицкая