Медиакарта
9:00 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Студенточка

Студенточка
11:31 | 13 мая 2011
Источник: Призыв

Хочу откликнуться на материалы газеты «Призыв» о ленинградцах – «Согретые Сибирью».

Благодаря краеведческой работе, которую возглавлял учитель истории, в дальнейшем – основатель первого в районе краеведческого музея – Анатолий Яковлевич Быков, мы, учась в начальных классах, уже знали, что в наш Агарак в войну тоже были эвакуированы дети Ленинградского детского дома. В летописи школы есть страница «Школа в 1941 – 1945 годах». Вот что там записано: «Во время войны в Агарак были эвакуированы ребята из Ленинграда, точнее, детский дом. Все они учились вместе с деревенскими детьми. Директором школы в войну была Ефросинья Пантелеевна Брагина, она же преподавала математику. Во время войны школа переживала большие трудности: не хватало учебников, тетрадей, других письменных принадлежностей. Дети часто бросали школу. С фронта приходили тревожные вести, похоронки, дети всё это тяжело переживали. Весть о погибшем отце, недоедание не могли не отразиться на учёбе». Бывшая учительница нашей школы Е.И.Трошина вспоминала: «Дети не имели школьной формы, одеты были бедно, учебников и тетрадей в достатке не было, но ребята были любознательными и дисциплинированными». На фронтах Великой Отечественной войны погибли учителя: К.И. Осипов, А.Я. Донских, А.К. Ожгибесов – муж директора школы.

Большую помощь мне в своё время оказали Мария Григорьевна Степанова, Марина Алексеевна Батурина. К сожалению, их уже нет в живых. Клавдия Ильинична Сергеева – старейшая учительница школы, её муж, Виктор Игнатьевич, и брат, Николай Ильич. Они рассказывали, что ребята из Ленинграда были аккуратными, подтянутыми, словом, городскими. Их сразу можно было отличить от наших, деревенских. Вспомнили, что в войну ночной няней работала Клавдия Васильевна Воронина. Муж воевал, семья голодала, вот и дали ей возможность хоть немного заработать. Она жила рядом с детдомом, ходить ночью было ближе. Когда после войны детдом уезжал, ей разрешили забрать оставшуюся картошку. Женщины потому и запомнили этот эпизод, что семьи в войну недоедали. Детдомовцев жалели, они учились вместе с деревенскими, дружили, в гости ходили. Им старались обязательно что-то дать, накормить, хотя и у самих еды было не густо.

Клавдия Ильинична рассказала, что директором детского дома в Агараке была Екатерина Александровна Савинова. Она приехала вместе с семьёй, у неё было трое детей. Старший сын позднее выучился на тракториста и работал в колхозе, помогал семье. Учили детей из Ленинграда деревенские учителя: русский язык вела Ефросинья Петровна Карнаухова, географию, химию, биологию – Таисия Кузьмовна Живодёрова, математику – директор школы Ефросинья Пантелеевна Брагина.

Клавдия Ильинична вспоминает: «Моя мама, Анна Андреевна Батурина, работала в пекарне, она пекла хлеб и для детского дома». Ещё Клавдия Ильинична рассказала, что в 1943 году она заканчивала семь классов, с ней вместе учились и ленинградцы. На выпускном вечере она с одним из ребят играла на музыкальных инструментах. Отмечает, что дети были очень воспитанными, идейными, гордились своим городом Ленина, историческим прошлым, верили в победу.

Виктор Игнатьевич Сергеев рассказал, что его дед, Афанасий Иванович, был завхозом в детском доме. «Все хозяйственные работы ложились на него: возил продукты, заботился об отоплении помещения. Да мало ли работы у настоящего хозяина! Ребятишки его уважали, любили, некоторые побаивались. Афанасий Иванович относился к детям по-отечески: водил их за ягодами. Лес в те годы был хорошим подспорьем. Ягод было, грибов! В лесах был порядок, и природа щедро одаривала людей за доброе к ней отношение. Проводил он и воспитательные «моменты» – отчитывал ребят. Нам частенько «перепадал» дедовский сухой паёк, который он получал».

Мария Григорьевна Степанова вспоминала о своей жизни и в этом рассказе прозвучала информация о Ленинградском детском доме:

«В войну в наше село привезли детей-сирот из Ленинграда. Детский дом разместили в единственном в селе двухэтажном здании. Я училась со многими из них. В классах было по сорок человек. Что бросалось в глаза? Это аккуратность, подтянутость, сила духа. Девочки были настоящими рукодельницами. Они могли что-то сшить, вышить платок, салфетку, умели вязать, штопать. От нас они отличались школьной формой: о них ведь государство заботилось. В косах ленточки, сами все аккуратные. Мне запомнилось, что в седьмом классе со мной учились два Александра Пушкина. Нас, деревенских ребятишек, тянуло к ним. Они были грамотными, начитанными, в городе повидали всего, хорошие рассказчики. Знали много игр, спортивных упражнений, играли в шахматы. Посещали музыкальные школы, пели в хоре. Мы от них многому научились. Вот всё это и притягивало наше любопытство. Это они привезли в наше село замечательную песню «Студенточка». Она о Ленинграде, о любви, о войне и о победе.

«Но верю я, мы разобьём врага,

И встретимся с тобою навсегда…»

Её исполняли под гитару. Песня эта полюбилась и нам, сибирякам, осталась в душе каждого из нас. Я пою её и сейчас. Она напоминает мне о друзьях, школе, юности». Ушла из жизни моя рассказчица… А я как сейчас помню её на школьных «Родниках». Она под гитару поёт песню «Студенточка»:

«Пожар войны нас разлучил с тобой:

За Родину пошли мы в смертный бой,

За мирный труд отцов

И счастье наших матерей,

За родимый ленинградский дом,

И за тополь под окном...».

Н. ИВАНОВА

с. Агарак