Итоги первого квартала по борьбе с коррупцией впечатляют. За три месяца 2011 года выявлено 56 преступлений коррупционной направленности (за аналогичный период прошлого года – 4). Из них 52 (7) совершено должностными лицами в крупном и особо крупном размерах 2 (0). Из этого числа: 10 (2) случаев взяточничества, 40 (0) – злоупотребление должностными полномочиями и 2 (0) случая халатности. Общая сумма ущерба по возбужденным уголовным делам составила 9 млн., возмещено в доход государства 12 млн. рублей. О том, как ведётся антикоррупционная работа, мы спросили начальника штаба ОВД «Ишимский» Владислава Калтыкова.
–Президент РФ Дмитрий Медведев борьбу с коррупцией назвал одним из приоритетных видов деятельности органов внутренних дел, – говорит Владислав Владимирович. – Непосредственно эту работу ведут сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями, поскольку в большинстве своём коррупция там, где деньги и где выгода от определённых действий или бездействий. Направлений, по которым идут проверки и расследования, много. В первую очередь это национальные проекты: «Доступное и комфортное жильё», «АПК», «Здравоохранение», «Образование». Здесь важно тщательно контролировать правильность расходов выделяемых средств. Не остаётся без внимания и ЖКХ, финансово‑кредитная сфера.
–Можете привести несколько примеров в качестве иллюстраций?
–Нередки проверки в образовании: начиная с ремонтов школ и заканчивая сдачей экзаменов. Сейчас в производстве уголовное дело, где преподаватель одного из вузов города за оценки взял со своих студентов деньги. В прошлом году мы закрыли аналогичное дело, где фигурировал преподаватель ишимского ссуза.
Вспоминается громкое дело по линии нацпроекта «Доступное и комфортное жильё». Группа лиц путём мошеннических действий оформляла дома для детей-сирот. Следствие длилось более года. Три месяца шли судебные разбирательства. В итоге виновные находятся в местах лишения свободы.
Много проверок по линии медицины: от закупок медоборудования до выдачи справок. В сфере ЖКХ – уборка территорий, вывоз снега.
–Из статистики видно, что зафиксировано два случая халатности. Какое к коррупции это имеет отношение?
–Самое непосредственное: должностное лицо злостно не выполняет свои обязанности или закрывает глаза на действия, причиняющие ущерб в крупном размере. В народе это называется «с молчаливого согласия».
–При взгляде на цифры складывается впечатление, что чем больше боремся с коррупцией, тем она больше расцветает.
–К сожалению, для очень многих людей коррупционные действия – в порядке вещей. Некоторые даже не задумываются, что так делать нельзя. Более того, считают, что именно так и надо поступать. В производстве у нас сейчас находится многоэпизодное уголовное дело. Потерпевших насчитывается более тысячи человек. Второй месяц опрашиваем.
–И люди признаются, что давали взятки, то есть совершали преступления?
–Да. Хоть это и преступление, но за помощь следствию гражданин автоматически освобождается от уголовной ответственности. А вообще, вся сложность дел по такому направлению заключается в доказательстве преступления. В суде, кроме свидетельских показаний, необходима зарегистрированная материальная среда преступления: счета-фактуры, расписки, деньги и прочее. На все предметы обязательна экспертиза, например, почерковедческая, бухгалтерская и т. д. И делаются они в Тюмени или Свердловске, сами понимаете, что не за два дня. Потому, хоть в процессуальном кодексе и написано, что следствие должно идти два месяца, случается, что длится оно и полгода и насчитывает до 25 томов документов.
–Полагаю, что и люди с неохотой идут на помощь следствию...
–Совершенно верно. Мало кто осмелится о своём начальнике что-то рассказать. В кулуарах пошептаться– да, а вынести это на судебные разбирательства– страшно. Кто-то кому-то всегда чем-то обязан. Да и менталитет у жителей такой, что на контакт с представителями правоохранительных органов мало кто идёт.
– Внутри своей структуры вы проводите какие-то антикоррупционные мероприятия?
–Конечно. В ГИБДД есть контрольно-профилактический отдел, который не реже двух раз в месяц проверяет правильность выдачи номеров и составления протоколов.
У нас есть отдел управления собственной безопасности, который проверяет всю информацию по сотрудникам в случае выявления информации о коррупционном поведении. Также мы все проходим тестирование на склонность к коррупции. Этому подвергается весь руководящий состав, а также специалисты, имеющие непосредственное отношение к расследованию дел (следователи, дознаватели, участковые, сотрудники ГИБДД).
Ещё одно нововведение: все мы будем проходить проверку через детектор лжи.
Оксана Павлова.
Фото автора.