Медиакарта
15:05 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Как гора родила мышь

Как гора родила мышь
11:03 | 17 мая 2011
Источник:

Злоупотребления в ЖКХ становятся системой

Вениамин МАРКУЦ

Евгений КРАН /рис./

Президент РФ Дмитрий Медведев сильно разгневался, когда начальник контрольного управления администрации Константин Чуйченко доложил ему о финансовых нарушениях в сфере ЖКХ. Глава государства пообещал разобраться с мошенниками. До 1 декабря запланированы тотальные проверки во всех муниципалитетах. Интересно, каким образом будут их ревизовать? Если так, как в Тюмени, то благие намерения обернутся очередным мероприятием.

Наш дом по улице Военной много лет обслуживает управляющая компания «Запад». Поскольку дом является концевым абонентом на ответвлении от источника ТЭЦ-2, то из года в год зимой в квартирах холодно, очень редко бывает по-настоящему горячая вода. Одним словом, предоставляются «услуги ненадлежашего качества», как деликатно выражается руководство ООО «УК «Запад».

Жилищные услуги тоже оказываются не в полном объеме, хотя мы платим за них «кругленькую сумму». Чтобы убедиться в этом, достаточно провести простейшие расчеты, используя платежные квитанции, паспортные данные своего дома и квартиры, акты работ, проведенных управляющей организацией по обслуживанию и ремонту дома (кстати, эти сведения должны ежегодно предоставляться каждому собственнику или нанимателю). Что я и сделал.

Прелюбопытная получилась картина! Так, за девять месяцев 2007 года за жилищные услуги с нас было собрано 297675 рублей (общая жилая площадь дома – 4500 кв. м, стоимость одного «квадрата» – 7,35 руб.), а израсходовано, согласно актам, 49714 рублей. Где же 247961 рубль? Произведя аналогичные арифметические действия по другим годам (стоимость 1 кв. м, естественно, менялась), установил, что за период с 03.2007 по 03.2010 разница между полученной УК «Запад» суммой и израсходованной составила 1 138 142 рубля. И это только с одного дома! А всего под «управлением» компании находится более 200 домов.

Под вечные стенания о неплатежах населения (на самом деле они не превышают 3-7%) управляющие организации беззастенчиво «оприходуют» сотни миллионов рублей. И это только по жилищным услугам, не считая коммунальных! Чтобы положить конец разбазариванию средств, нужен договор управления многоквартирными домами, составленный в полном соответствии с российским законодательством. Такой документ я подготовил. Его текст практически не содержит лазеек для нечистых на руку. Но договор, бьющий по рукам берущего, естественно, оказался не нужным ни управляющим компаниям, ни департаменту ЖКХ администрации Тюмени.

По факту присвоения денежных средств дома № 15 по ул. Военной компанией «Запад» я написал заявления в областную прокуратуру, УВД Тюменской области, в городскую и областную Думы, администрации города и области. И что же? Приняли меры! Прокуратура Калининского АО поручила УВД по г. Тюмени проверить мое заявление. За дело взялись оперуполномоченные ОБЭП. О ходе расследования (кому и когда перебросили мои бумаги) мне регулярно сообщали. Я получил 19 уведомлений. И вот результат бурной деятельности прокуратуры и УВД – отказать в возбуждении уголовного дела по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – «отсутствие события преступления».

Как же проводилось следствие (рискну заглянуть в святая святых)? Сначала меня вызвал к себе оперуполномоченный ОБЭП по г. Тюмени лейтенант милиции Мустафаев, затем сменивший его на посту ст. лейтенант Воробьев (фамилии изменены). Почти полдня я слонялся по длинному пустому коридору в ожидании приема. Ну, думаю, будет что-то важное. Оказывается, оперов интересовало, как я вывел нестыковку сумм, хотя в статье об этом сказано довольно-таки ясно. И я детально принялся объяснять, как складывал и умножал одни цифры на другие. Именно мои разъяснения были положены в основу присланных мне ответов из ОБЭП. Когда я предложил операм приехать в ООО «УК «Запад», взять (или изъять) всю документацию по выполненным работам в нашем доме и произвести аналогичные расчеты, мне ответили, чтобы я не учил их работать. Не знаю, где и как сейчас обучают оперов, но мне довелось лицезреть результаты их работы.

Вот один из примеров. Опрашивают директора ООО «УК «Запад» А.В. Усова. Вопрос: «Вот В.М. Маркуц посчитал, что вы украли за три года на жилищных услугах по дому, где он живет, свыше одного миллиона рублей. Так это или нет?» – «Не знаю, – говорит А.В. Усов, – как он это посчитал. Я лично ничего не воровал». Приходят к главному бухгалтеру, спрашивают то же самое. «Нет, – отвечает главный бухгалтер, – я ничего не брала». Я снова настаиваю на проверке, и она проводится по той же методике, и снова мне приходит ответ: отказать. И так до бесконечности, пока не надоест.

В городской Думе разбираться с указанными фактами посчитали ниже своего достоинства и переправили статью в городскую администрацию. Из областной Думы (я обратился к депутату по нашему избирательному округу Е.Н. Нечай) пришёл совет организовать в доме ТСЖ и возглавить его. Тогда, мол, и вопросы воровства в этой системе отпали бы сами собой. За совет спасибо, только вот создать ТСЖ я пытался задолго до организованной тюменскими чиновниками кампании. Очень я сомневаюсь, что с организацией ТСЖ отпадут проблемы. Ведь ТСЖ, по существу, обычный колхоз со всеми вытекающими последствиями: окажутся председатель и главный бухгалтер честными людьми – установится относительный порядок, непорядочными – будет то же самое.

А что же отвечает городская администрация на мое заявление? В двухстраничном ответе за подписью заместителя главы города В.В. Панова приводятся рекомендации Жилищного кодекса о порядке заключения договора управления многоквартирными домами. Как будто мне, автору книги “Коммунальное право”, это не известно! В своём обращении я описал, как УК «Запад» навязала нам нелегитимный, пустой договор, прикрываясь которым она ничтоже сумняшеся берет у нас деньги. Вот и адресуйте свои рекомендации по заключению договора управляющей компании, а не нам, жильцам дома. И ни единого слова подтверждения или опровержения моих обвинений в адрес УК «Запад». Придите в компанию, попросите протоколы собрания, где обсуждались условия и текст договора! Даже таких пустяковых действий депутаты и чиновники городской администрации выполнить не пожелали. Им недосуг запросить акты выполненных работ и проверить мои расчёты!

Практически такой же ответ, как будто исполненный под копирку, я получил из прокуратуры за подписью прокурора Калининского АТО младшего советника юстиции Д.Ф. Губского. Там также были даны мне советы о порядке заключения договора управления многоквартирными домами. Правда, в отличие от чиновников городской администрации, которые попросту отмахнулись от меня, прокурор добавил в конце, что “материал (текст моей статьи-обращения) направлен в УВД по г. Тюмени для проведения проверки”.

Вскоре за подписью врио начальника КМ УВД по г. Тюмени Д.А. Воскресева пришёл ответ, что “на данном этапе оперативно-разыскные мероприятия в установленные законом сроки выполнены не в полном объёме, в связи с чем не представляется возможным решить вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 159 УК РФ (мошенничество). По основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, постановили – отказать в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия события преступления”. Вот так, не проводя никаких следственных мероприятий, не делая даже простейших расчётов, опровергающих либо подтверждающих мою жалобу, констатируется «отсутствие события преступления”.

Выходит, что я злонамеренно оклеветал предпринимателей из УК «Запад»? И теперь они могут предъявить мне обвинения? Далее было сказано, что данное постановление может быть обжаловано у прокурора или в районном суде. Причём на одном листе указано, что сделать это можно у прокурора Ленинского, а на другом – у прокурора Калининского района. Другое непонятное мне обстоятельство – предмет обжалования. Что должен я обжаловать? О чём мне просить прокурора? О продлении сроков расследования? Так ведь в УПК РФ достаточно ясно определены порядок и форма расследования.

Да… Сколько было затрачено времени и усилий, чтобы гора родила мышь! Может, грозное предупреждение президента изменит наконец положение в нашем жилищно-криминальном хозяйстве?