Медиакарта
8:24 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Новая волна индустриализации

Новая волна индустриализации
09:37 | 19 мая 2011
Источник:

Владимир Путин принял участие в работе съезда Союза машиностроителей

Сергей ШИЛЬНИКОВ

На прошедшей неделе в здании заводоуправления ОАО «АвтоВАЗ» состоялось заседание Союза машиностроителей России, в котором приняли участие около 800 представителей промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций со всей страны.

Гвоздем программы стало выступление Владимира Путина. Премьер напомнил, что в российском машиностроении, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, занято более трех миллионов человек. От результатов его работы зависит судьба отечественной экономики.

«В ближайшее десятилетие по объёму валового внутреннего продукта Россия должна войти в число пяти ведущих экономик мира… Нужно диверсифицировать экономику и снижать сырьевую зависимость. Модернизировать рынок труда, систему образования, создавать эффективные, высокопроизводительные и хорошо оплачиваемые рабочие места, реализовывать масштабные проекты в энергетике, транспорте, коммунальной инфраструктуре, строительстве».

Важно учитывать и другой фактор. Сейчас в мире, пояснил Путин, всерьёз заговорили о рисках и опасностях политики деиндустриализации. Некоторые страны, которые увлекаются переносом производств в другие регионы мира, туда, где вроде бы дешевле на сегодняшний день производить единицу продукции, сталкиваются с реальной угрозой ослабления своих позиций на мировых рынках.

И, наоборот, государства, которые ещё совсем недавно не могли похвастаться богатыми традициями в том же машиностроении, сегодня осваивают производство самых сложных образцов и видов оборудования, соответственно, подтягивают своё национальное образование и производственную культуру.

Для нас совершенно очевидно, подчеркнул Путин, что на территории России должна действовать вся технологическая и промышленная цепочка – от проведения исследовательских и конструкторских работ до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска конечной продукции.

«Мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке. И не в последнюю, а может быть, в первую очередь необходимо это в машиностроительной отрасли (здесь рынок оценивается в десятки триллионов рублей). И, конечно, необходимо играть заметную, а желательно, и ведущую роль на глобальных высокотехнологичных рынках товаров и услуг.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что речь сегодня идёт о новой волне индустриализации. Конечно же, имею в виду высокотехнологичную индустрию XXI века, действующую на принципах свободного, конкурентного рынка, основанную на таких базовых экономических понятиях, как эффективность, рентабельность, рыночный спрос и окупаемость вложенных инвестиций.

Для решения этой задачи недостаточно только укрепить производственную и научную базу, необходимо усиливать кадровый потенциал, настраивать систему профессионального образования. Надо увлечь молодёжь идеей технического прорыва, возродить престиж инженерного и квалифицированного рабочего труда».

Премьер говорил об АвтоВАЗе, который «ещё недавно практически лежал на боку». За прошедший год объём выпуска автомобилей увеличился почти в 2 раза. 2010 год АвтоВАЗ завершил с чистой прибылью более чем в 2 миллиарда рублей. Конвейер работает на полную мощность. Среднемесячная заработная плата – 21 тысяча 500 рублей.

И АвтоВАЗ – не исключение. Производство автомобилей в России увеличилось вдвое. В структуре продаж доля легковых автомобилей отечественной сборки возросла с 40 до 70 процентов.

Премьер сообщил о том, что запускается программа по обновлению парка сельхозтехники. Первоначально на неё будет выделено 3,5 миллиарда рублей. Сейчас идёт поиск наиболее оптимальной схемы её реализации, чтобы господдержкой смог воспользоваться и крупный, и средний сельхозпроизводитель.

Совсем недавно, в апреле, принято решение применить схему утилизации при обновлении грузового автопарка Вооруженных сил России. За счёт этого наши производители получат дополнительные заказы на 6 тысяч грузовиков: 4 тысячи – КамАЗ и 2 тысячи – «Урал».

В общей сложности из федерального бюджета только за последние два года в отечественное машиностроение, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, было направлено порядка 400 миллиардов рублей, подытожил премьер.

Эти ресурсы, пояснил Путин, пошли на прямую помощь предприятиям, а также на субсидирование процентной ставки по кредитам, техническое перевооружение и предоставление госгарантий по кредитам, другие меры поддержки, которые позволили сохранить потенциал отрасли и заложить основы для развития.

«Сейчас совместно с бизнесом у нас есть чёткие планы действий практически во всех секторах машиностроения. Мы хорошо понимаем, какие инструменты будем использовать и для модернизации производства, и для расширения экспорта, и для развития наукоёмких технологий».

По мнению премьера, обновление основных фондов предприятий, в том числе и предприятий ТЭКа, должно происходить прежде всего за счёт отечественного оборудования, произведённого с максимальной локализацией комплектующих.

За ближайшие три года наши энергетические компании планируют вложить в закупку нового оборудования 3 триллиона 100 миллиардов рублей.

Путин считает, что механизм проведения тендеров по закупке отечественного и зарубежного оборудования может и должен быть усовершенствован.

«Если в нашей стране производятся соответствующие мировым стандартам образцы, то, безусловно, нельзя допускать преференции иностранным компаниям и поставщикам. Это совсем не значит, что их нужно выдавливать с рынка, но часто, к сожалению, преференциями они у нас пользуются большими, чем наши собственные производители», – заметил премьер.

Глава кабинета подчеркнул, что «вся продукция, выпускаемая российскими машиностроителями, должна соответствовать самым строгим требованиям промышленной безопасности и экологии». А чтобы было именно так, кабинет намерен продолжить работы над совершенствованием стандартов в этой сфере. «Это очень сложный процесс, очень чувствительный для промышленности. Будем идти по этому пути так, чтобы не создавать дополнительных проблем, но всё-таки стимулировать внедрение новых технологий».

Поговорив о заказах и технологиях, глава правительства приступил к фундаменту машиностроительного комплекса – основным фондам.

«Ключевой вопрос – основные фонды предприятий машиностроительного комплекса, значительная часть которых физически и морально изношена. При этом коэффициент обновления технологического оборудования, станков составляет не более 1 процента в год – ну очень мало, темп очень маленький! Парк технологического оборудования в стране насчитывает около 1,5 миллиона единиц и состоит на 90 процентов из отечественных образцов.

Считаю необходимым уделить особое внимание развитию отечественного станкостроения. У нас его доля в ВВП страны ну просто очень маленькая – вы знаете, даже говорить не хочется, но тем не менее – в 10 раз меньше, чем в Китае или, скажем, Италии, в 15 раз меньше, чем в Германии. А между тем производство станков – это фондообразующая отрасль, которая обеспечивает технологическим оборудованием все стратегические сферы машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов».

Комментарии, полагаю, излишни. Для устранения чудовищного провала намечен ряд мер.

Утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности на 2011–2016 годы». Сама ФЦП будет принята в самое ближайшее время.

На финансирование НИОКР по разработке новых видов станочного оборудования в текущем году будет направлено более 1 миллиарда рублей.

«Добавлю, что при модернизации нашей оборонной промышленности, – сказал Путин, – будем ориентироваться на отечественное станкостроение и приборостроение. Мы уже ограничили ввоз импортного оборудования для предприятий ОПК в том случае, если в России производятся аналогичные образцы.

В этой связи хочу подчеркнуть, что государственная программа вооружений, в объёме более 20 триллионов рублей до 2020 года должна стать важнейшим инструментом развития и обновления всего машиностроительного комплекса страны. Ещё 3 триллиона рублей напрямую пойдут на техническое перевооружение предприятий, занятых в выполнении оборонного заказа.

В качестве меры поддержки для предприятий различных секторов машиностроения будут применяться механизмы субсидирования процентных ставок. Прежде всего по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов. В текущем году на эти цели будет направлено более 8,5 миллиарда рублей».

Действующий кабинет не планирует изолировать отечественную экономику, а, наоборот, «в полной мере использовать преимущества промышленной кооперации и формирования технологических альянсов».

«Будем создавать стимулы для прихода в Россию ведущих мировых производителей. В этой связи отмечу, что объём прямых иностранных инвестиций в машиностроение в 2010 году увеличился более чем в 1,5 раза – с 4,4 миллиарда до почти 7 миллиардов долларов».

Формируется специальный фонд для привлечения зарубежного капитала для софинансирования крупных совместных проектов. На формирование этого фонда в этом году за счёт дополнительных доходов бюджета будет направлено 62 миллиарда рублей.

«При этом наш принципиальный подход в выстраивании сотрудничества с зарубежными партнёрами – это высокий уровень локализации и создание инжиниринговых центров. Нас, безусловно, не может удовлетворить роль лишь сборочного цеха мировых брендов. К 2020 году на совместных машиностроительных предприятиях, работающих в России, должно создаваться не менее половины добавленной стоимости».

Такова цель.

Надо отметить, что отечественная пресса откликнулись на программное выступление премьера достаточно вяло.

«Российская газета» сконцентрировала своё внимание на том, как «глава правительства Владимир Путин пополнил ещё одной новинкой список автомобилей, которые он протестировал лично. Машиной, на которой премьер прокатился по треку АвтоВАЗа, стала «Лада-Гранта». Премьер-министр остался доволен, правда, для автопробега всё же предпочел бы более спортивную «Калину». «Гранта», хотя и сделана на базе «Калины», скорее, является машиной для дачи, считает он».

Представитель «Коммерсанта», приглашенный премьером на пассажирское сиденье, целиком ушел в детали поездки.

«Известия» сообщили о том, что «премьер-министр Владимир Путин, выступая на съезде Союза машиностроителей России, заявил о возможности 100-процентного авансирования гособоронзаказа. Это стало фактически первым предложением правительства по спасению гособоронзаказа, как того требовал накануне президент Дмитрий Медведев».

Такая вот, понимаешь, сверхзадача. Как это соотносится с самим выступлением – пусть каждый решает сам.