Более пятидесяти заявлений о неоплате услуг предоставлено в районный суд предприятиями коммунального хозяйства посёлка Туртас за последнее время. Это вынужденная мера, так как обычные предупреждения, регулярно появляющиеся в общественных местах, нисколько не пугают злостных неплательщиков. Не имеют силы и адресные обращения, доставляемые жителям на дом.
«Весенне-летний период, возможно, в связи с отпусками, - особенно трудный период в отношении погашения задолженностей, - рассказывает директор ООО «Иртыш» Владимир Владимирович Хадралинов. - Люди уезжают из поселка на длительное время и не спешат оплачивать коммунальные услуги.
Многие думают, что достаточно один раз в полгода прийти к нам для оплаты, а кто-то, судя по всему, вообще не считает необходимым рассчитываться, не чувствует ответственности, думая, что мы обязаны безвозмездно оказывать услуги по водоснабжению и отоплению.
Есть и такие, кто полагает, что тарифы на коммунальные услуги слишком высоки. Но для того чтобы уменьшить суммы выплат, мы давно предлагаем населению перейти с фиксированных нормативов потребления на фактический расход, то есть установить счетчики воды. Думаю, это помогает значительно сократить расходы на водоснабжение. Но, к сожалению, пока не все воспользовались этим советом».
Напомним, что до конца 2011 года водомерные счетчики должны появиться в каждой квартире. Возможно, после этого количество должников у коммунальщиков сократится. Но пока… По состоянию на 1 мая 2011 года общая задолженность трем предприятиям жилищно-коммунального хозяйства поселка Туртас составила 4 миллиона 825 тысяч рублей, из них почти полтора миллиона - так называемая просроченная задолженность, то есть оплата не производилась более трех месяцев.
«Надо сказать, что среди должников много организаций, однако общая сумма долга населения значительно превышает задолженность юридических лиц, - говорит В.В. Хадралинов. - Так, только по водоснабжению жители не выплатили более миллиона рублей, тогда как предприятия должны лишь чуть более четырехсот тысяч».
Подобная ситуация складывается и по остальным предприятиям ЖКХ: ООО «Сибиряк» не получил от населения 1 миллион 638 тысяч рублей (общая сумма долга - 2 миллиона 339 тысяч), ООО «Жилсервис» - 704 тысячи рублей общая сумма долга - более миллиона рублей).
Чтобы дать возможность работающему населению оплачивать коммунальные услуги в нерабочее время, ЖКХ уже несколько месяцев идёт навстречу жителям. Теперь касса здесь работает и по субботам. После такого нововведения количество должников несколько уменьшилось, однако, по словам специалистов, так называемые «закоренелые должники» до сих пор не спешат оплачивать услуги отопления, водоснабжения и вывоза бытовых отходов. К сожалению, по этой причине с каждым месяцем сумма долга лишь увеличивается…
В то же время понятно, что своевременная оплата означает возможность коммунальщиков качественно и в срок выполнять свои обязательства по оказанию услуг населению, ведь не секрет, что ЖКХ так же, как и многие другие организации, по сути - затратное производство. В списке необходимых расходов - обеспечение природным газом и электроэнергией, покупка нефти, сборы в пенсионный и внебюджетные фонды, налоги и прочее.
Не получая в полном объеме платы за оказание коммунальных услуг, ЖКХ лишается возможности вовремя выполнять свои обязательства по платежам. Именно по этой причине кредиторская задолженность ООО «Сибиряк» на 1 мая составила чуть более двух миллионов рублей, ООО «Иртыш» - 942 тысячи рублей, ООО «Жилсервис» - 774 тысячи рублей. Общая сумма долга составила 3 миллиона 764 тысячи.
Однако если вспомнить сумму, которую должны ЖКХ их клиенты, то видно, что она значительно крупнее долга самих коммунальщиков. Это значит, что если все должники погасят свою задолженность, то предприятия коммунального хозяйства поселка не только рассчитаются по кредитам, но и будут иметь небольшой доход, который смогут использовать для улучшения качества услуг и обновления оборудования.
Наталья НАЗИМКОВА