Сегодня на территории Архангельского сельского поселения проживают один участник Великой Отечественной, 20 тружеников тыла, 13 детей войны и три солдатских вдовы.
Надо было жить
– Такой чай, как у меня, вы больше нигде не попробуете, без красителей, без вредных добавок да ещё и полезный, – такими словами встречает нас у порога Екатерина Фёдоровна Уфимцева.
За ароматным вкусным чаем рассказывает она о военном детстве, о тяжёлой работе на заводе, о голоде и холоде тех лет. Жила она тогда в Ульяновской области.
– Сейчас хлеб не ценят, а в те годы он для нас был слаще конфеты, – вспоминает Екатерина Фёдоровна. – По весне подбирали в полях мёрзлую картошку, рвали липовый лист и липовые серёжки, и из этого мама готовила что-то съедобное.
Как многие, собирали колоски в полях и сдавали их в колхоз, по вечерам вязали носки для солдат.
– Вырезали в картофелине сердцевину, добавляли туда капельку масла, фитилек – и готов светильник, – улыбается Екатерина Фёдоровна. – Мы их называли «мигалочки». Дыма много, свету мало, а вязать надо. При таком освещении могли связать по две пары носков за вечер.
Отца – Фёдора Андреевича Лемесева – забрали на фронт в 1941 году. По рассказам очевидцев, он погиб от предательства человека, выдавшего фашистам место стоянки взвода.
Отгремели залпы Великой Победы, вернулись домой солдаты, и надо было как-то жить дальше. В 1946 году Екатерина Фёдоровна пошла работать на военную базу №28 на станции Глотовка. Для того чтобы устроиться туда, она прибавила себе возраст на два года –14-летних не принимали.
Жизнь не баловала в детстве, не баловала и во взрослой жизни. В 30 лет Екатерина Фёдоровна осталась одна с четырьмя детьми на руках. Старшему на тот момент было 9 лет, младшему – 2 года.
– Если бы я тогда не работала, не выдержала бы, – вспоминает Уфимцева. – Работа отвлекала от личных забот, да и дети не давали долго горевать.
В 49 лет Екатерина Фёдоровна вышла замуж второй раз: переехала на cевер Тюменской области и там встретила свою вторую половину. Вместе с мужем потом перебралась в Исетский район. В июне Уфимцевы будут отмечать 30-летие совместной жизни.
У Анатолия Григорьевича отец тоже не вернулся с войны.
– Немного не дожил до победы, – говорит А.Г.Уфимцев, – в январе 45-го сгорел в танке при освобождении Варшавы.
Пожелтевшее от времени, но еще хорошо сохранившееся извещение скупо сообщает, что «Уфимцев Григорий Алексеевич, 1911 года рождения, гвардии старший лейтенант награждён орденом Отечественной войны первой степени посмертно». Там же перечислены и прочие награды героя, среди них – орден Красной Звезды, медаль «За отвагу»…
– Уфимцевы – очень активные люди, – так характеризует эту семейную пару глава Архангельского сельского поселения Д.Н.Токмаков. – Они и поют, Анатолий Григорьевич на балалайке и на гармошке играет. Сами не скучают и другим не дают. А Екатерина Фёдоровна все травки полезные знает, каждого гостя напоит особенным чаем.
Солдат – слуга народа
Григорий Андрианович Мездрин уходил на фронт из Ботников. Служил в артиллерии. Как и все, ждал окончания войны и начала мирной жизни. Победу встретил в Эстонии, но домой вернулся не сразу: ещё восемь лет разминировал поля Псковской области. Был награжден медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».
В родное село приехал уже с невестой Анной, уроженкой Новгородской области. Он устроился водителем в РайПО, она – телятницей на ферму. Вырастили 9 детей.
Вот уже 22 года как нет Анны Александровны. Григорий Андрианович живёт в семье сына. Подорванное здоровье не позволяет подняться с постели, но не забывают его в сельской администрации, представители районного совета ветеранов тоже навещают бывшего солдата.
Е.Кисловская
Фото О.Бешенцевой