Медиакарта
1:15 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«И в дорогу далеку ти мене на зори провожала»

Известному французскому писателю и критику Анатолю Франсу принадлежит высказывание, что путешествия тоже учат человека. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома. От себя добавлю, что любая поездка, знакомство с историческим прошлым, пусть даже небольшого городка, бытом и укладом других людей, значительно расширяет кругозор, а смена обстановки позволяет набраться новых впечатлений.

В конце апреля мы побывали на Украине, в городе Никополе Днепропетровской области. В памяти остались отдельные картинки, эпизоды, о них и хочется рассказать.

От Москвы до Никополя ехать на поезде 20 часов. Природа здесь другая: лесов, как у нас, нет, степи и лесопосадки. Белгород – последний российский город, дальше уже Украина. При въезде на территорию другого государства не нужно виз и загранпаспортов, таможенники изымают миграционную карту, которую заполняет каждый въезжающий. Из окна вагона любуемся красивейшими украинскими городами: Харьков, Запорожье. Вот строят огромный мост через Днепр, река поражает своей мощью и широтой. Вот, наконец, и Никополь: множество теплиц, люди копошатся на огородах. Местных жителей отличает редкое трудолюбие, в этом ещё не раз убедимся.

Вокзал с причудливой архитектурой, всюду чистота и порядок, умытая дождём свежая зеленая трава. А в Голышманово, когда мы уезжали, ещё повсюду лежали сугробы. Правда и на Украине нынче тепло на две недели запаздывает... Никополь – очень зелёный город. На улицах целые аллеи из каштанов, туи, много голубых елей, можжевельника. А вот берёзки – редкость. Парки и площади вымощены брусчаткой. Дороги же оставляют желать лучшего. Видно, что средств в их строительство здесь особо не вкладывают. Движение в городе не столь интенсивное: дорогу можно перейти спокойно в любом месте. «Разгруженность» такая потому, что автобусы здесь ходят каждые пять-шесть минут. Можно быстро добраться в любой конец Никополя, и так же быстро уехать обратно, на остановках стоять совсем не приходится. Проезд стоит две гривны, школьники в учебные дни платят одну гривну, в выходные дни — как все, две. А вообще курс валюты такой: 280 гривен — это наша тысяча рублей.

Дома местных жителей в большинстве своём сделаны из самого дешёвого и доступного материала — глины, обложены кирпичом. Возле каждого двора цветник, он не огорожен забором, как у нас, просто до самой дороги посажены и цветут с ранней весны тюльпаны и ирисы, пионы и нарциссы. Здесь же — плодовые деревья: черешня, яблоня, груша. Дикий виноград оплетает заборы. Во дворе у каждого хозяина, в числе других построек обязательные — времянка и погреб. Во времянке почти круглый год готовят пищу, летом — консервируют и маринуют. В глубокий же каменный подземный погреб нужно спускаться по ступенькам, там складируются все запасы и хранятся годами. В центре города — дома многоэтажные, во дворах – игровые детские площадки.

В особой чести у местных жителей здесь кумовство и дружба. Коренные «хохлы» роднятся с «кацапами», помогают друг другу, проносят добрые отношения через десятилетия. У кумовьёв наших родственников, Вадима и Татьяны Козловых, есть хобби, так они называют свой бизнес: они выращивают розы. Высаживают кусты на «выгонку» в начале февраля в огромных отапливаемых балаганах, так здесь называют теплицы. К 8 Марта — продают оптовым покупателям. В общей сложности растут у Козловых четыре тысячи кустов роз. За ними ухаживают только сами супруги, никаких работников не нанимают. Труд, конечно, колоссальный, но наши знакомые не жалуются, работают с утра до вечера, не разгибая спины. К примеру, в качестве мульчирующего материала розы засыпают шелухой от семечек. Есть в Никополе своя маслобойня, где выпускают ароматное густое настоящее нерафинированное подсолнечное масло. У Вадима и Татьяны удивление вызвал наш рассказ о том, что безработным у нас дают государственные деньги, кредиты под небольшие проценты на развитие собственного дела, что есть программы по самозанятости и самообеспечению. Они о такой поддержке даже и не мечтают, надеются только на себя. Ещё одни знакомые выращивают в теплицах редис и тоже реализуют его оптом, имеют с этого хорошую прибыль. Представьте, только одних семян этого овоща закупили в этом году на 50 тысяч рублей! Заработная плата местным жителям не позволяет даже сводить концы с концами, поэтому стараются искать дополнительные источники. Многие уезжают работать в Москву.

Красивейшее место в городе – набережная Каховского водохранилища. Его водную гладь видно из любой точки Никополя. Набережная находится в старой части города, там узенькие улочки, где дома, которым больше 200 лет, буквально притиснуты друг к другу. Территория Никополя — одна из самых древнеобжитых в Украине, здесь жили люди больше шести тысяч лет назад. На набережной установлен памятник — пушка времён Великой Отечественной войны и памятная доска с надписью. Здесь «8 февраля 1944 года войска 4 Украинского фронта форсировали реку Днепр и во взаимодействии с войсками 3 Украинского фронта освободили от немецко-фашистских захватчиков город Никополь». С берега в бинокль хорошо просматривается атомная электростанция, расстояние отсюда до шести её реакторов — всего семь километров. Никопольцы говорят, что привыкли к близости АЭС, редко задумываются об опасности радиационного излучения.

Мест, где можно погулять и отдохнуть всей семьёй, в Никополе хватает. В городском парке установлен детский городок, по типу нашего, голышмановского, только гораздо больше. Рядом — качели и карусели для малышей. Вся площадка обнесена низким кованым заборчиком, а самое главное, на земле не песок, не трава: всё выложено квадратиками прорезиненного противоударного материала. В крупном торговом центре тоже есть игровые лабиринты для детей: пока взрослые делают покупки, общаются в кафе, дети успевают напрыгаться и наиграться. Правда, удовольствие это платное, и нечасто местные жители балуют своих чад посещением этого игрового комплекса.

За короткое время наши дети научились понимать украинский язык, с удовольствием уплетали борщ, сырники из вкуснейшего домашнего творога, сочные яблоки. Старшая дочка даже заявила, что хотела бы жить в Украине. Но когда после трёх суток обратной дороги домой ступили на родную голышмановскую землю, обе дочери дружно закричали: «Ура!» С жадностью вглядывались в перемены, которые произошли в посёлке за время нашего отсутствия. Накануне был субботник: привокзальная площадь, бульвар, горсад — всё сияло чистотой, свежей побелкой. Пусть пока ещё скупо светило сибирское солнышко, не так щедро и горячо, как на Украине. А у дочки вдруг вырвалось, что в Никополь она ещё поедет, а вот жить будет в Голышманово. Мы в ответ только улыбнулись: взрослым ведь давно известно, где лучше...

Ирина Шадрина

Фото автора